ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Куклы из бересты от Веры Верхотуровой

Вера Верхотурова - один из талантливейших мастеров Иркутска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления – это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки, но настоящую славу ей принесли неповторимые — «верхотуровские» — куклы



Работы Веры - это не игрушки, а примеры прикладного искусства, которые высоко ценятся знатоками. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки



Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.


Петрушка - пилигримм. Путешественник, а чтоб лапти не сносить - за спиной носит . Автор: Верхотурова Вера


Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.


Береста, дерево. Вышивка берестой, тиснение, тонирование, резьба, плетение. Автор: Верхотурова Вера


По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.


Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки


Жбан, фляжка под вино. Береста, дерево. Автор: Верхотурова Вера


Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала





Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.



Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.



Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.


Арлекин ... Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу Берста, дер .. Автор: Верхотурова Вера


В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту



Вера Ивановна Верхотурова родилась в исконно русских землях -- на нижегородчине, в маленьком разъезде Саконы. Время было послевоенное, и семье пришлось не раз переезжать. Казахстан, Забайкалье, Ангарск. Родители Веры были люди мастеровые. Мать, Тамара Павловна, как водится у хороших хозяек, сама шила, вязала, вышивала. Дом всегда украшали всевозможные скатерти, салфетки. Узоры мама любила продумывать сама


Домовенок. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна


Отец - Иван Михайлович - очень уважал дерево. Знал все его свойства, сам делал мебель, сам построил дачу. Вот от родителей, наверное, и переняла дочь чуткость к красоте и стремление создать что-то свое, новое, самобытное. Не может просто вышивать крестиком или гладью, она изобретает свои стежки, например, точечные - меньше миллиметра.



А вообще-то в детстве я была отчаянной девчонкой. Другие - с бантиками да с куклами, я же носилась в мальчишечьих ватагах, гоняла мяч, делала какие-то балаганы...



После окончания в 79-м году Иркутского училища искусств Верхотурова занималась резьбой по дереву. Делала дверки для мебели, разделочные доски, гардины, рамы для зеркал. Работала в художественно-оформительской мастерской и здесь познакомилась с Сергеем Павловичем Судленковым. Мастер от Бога, он владеет чеканкой, живописью, знает бересту, кроме того, охотник, рыбак, великолепно чувствует природу и ценит ее неподдельную красоту. Он-то и стал наставником Веры, помог ей найти себя как берестянщицу.


вторская кукла. Варька (За грибами пошла ...) Береста, дерево. Вышивка, плетение Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна


Я занимаюсь берестой с 1994-го года и училась вместе со своими учениками. Однажды показывала им, как надо работать резцом и линейкой. Объясняю, а сама - "вжик" - и палец порезала. Говорю: вот так делать не надо... Но до сих пор помню свой первый маленький туесок. Распаришь бересту в кипятке, и она вдруг оживет, станет гибкой, теплой, эластичной, словно кожа. И рождение туеса превратится в радость, таинство.



И все это - гибкость, податливость березовой коры, навыки, привитые матерью, стремление Веры работать по-своему - соединилось в своеобразном стиле ее произведений. Вышивка по бересте - удивительна! Будто замшевая -- сумка с тончайшим цветочным рисунком, туески с веселыми скоморохами, затейливыми узорами, орнаментами..


Купец. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна

Пусть будут и фарфор, и керамика, и металл, особенно, если они гжельские да жестовские. Но все мои знакомые, попробовавшие использовать берестяные изделия, уже от них не отказываются. Как красивы сухари да баранки в сухарнице: все это вместе будто солнцем облито, жаром сияет. Подстаканники не жгут руки, соль в солонке не отсыревает, крупы в туесах хранятся долго, а хлеб в хлебнице не портится около недели... Будет больше изделий - больше и ценителей. Сначала традиции надо возродить, а потом уж они сами за себя скажут.






В настоящее время Вера проживает в городе Саянске.



Блог Оченьдаже


Источники (1), (2), (3)



Если материал вам понравился, возможно, вам будет также интересен пост "Воздушные стружки" об удивительных работах Сергея Бобкова

Tags: Дерево, Куклы, Россия, Этника
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments