ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Японские куклы 市松人形

Ichimatsu-Ningyo




Так называемые "праздничные" куклы существуют в Японии уже много веков.




Обычно они на подставке, изображают героев, самураев и знатных дам. Эти куклы из дерева, бумаги, глины и ткани, связанные с различными праздниками и обычаями, никогда не были игровыми и предназначались только для рассматривания.




Кстати, именно о них писал знаменитый японский поэт Бусон: "Вот из ящика вышли... Разве ваши лица могла я забыть? Пара праздничных кукол..." Но немногие знают, что именно в Японии появились игровые куклы, давшие толчок для европейских производителей.



Считается, что золотой век кукол - это Франция 19 века, а знаменитое семейство кукольных фабрикантов Jumeau впервые представило Европе куклу-девочку Jumeau-Bebe. Однако эту идею - превратить куклу в ребенка - французские производители позаимствовали... у японцев.



На международной выставке в Лондоне в 1851 году впервые была представлена японская кукла-ребенок с фарфоровой головой и сгибающимися руками и ногами. Этот образ стал своеобразным толчком для нового движения в кукольной индустрии Европы, которая только-только начала открывать для себя японские традиции: в те годы после двухсотлетней самоизоляции происходило бурное вовлечение страны Восходящего Солнца в мировую торговлю и политику.




 Между тем еще в период с середины XVIII века и до 1868 года огромную популярность в Японии получили куклы ichimatsu ningyo, изображавших детей. Их называли так по имени известного актера 18 века из театра Кабуки, игравшего женские роли.




Они не только представляли детей по своим пропорциям и внешнему виду, - они передавали сам дух японского ребенка: веселый и озорной. Кукла была легкой, с мягким телом, с париком из человеческих волос и со стеклянными глазами.





Лицо делали из папье-маше, бамбука, воска или дерева, покрытого особым натуральным материалом под названием gofun (смесь из порошка ракушек, обожженных специальным образом, клея и папье-маше).




Лица этих кукол тщательно расписывалось "теплыми красками", глаза чаще всего были стеклянными. Их обычно поставляли на рынок раздетым, что тоже стало откровением для европейского рынка.






Во-первых, европейцев немного шокировало то, что японские мастера не стеснялись делать для детей кукол с анатомическими подробностями (они имели обозначение половых органов).





Во-вторых, в те годы одежда буквально зашивалась на кукле, и ее невозможно было сменить или снять. А японская позволяла одевать ее по вкусу хозяев или предлагалась с набором костюмов и аксессуаров. Игровые куклы стоили дешево, и призваны были не радовать глаз за стеклом витрины, а дать детям возможность играть с ними. При этом они были высокого качества: этих кукол делали мастера своего дела - известные скульпторы и ремесленники, передававшие свое умение от отца к сыну.




Поэтому, несмотря на невысокую цену, кукол обычно тщательно берегли, а когда девочка в доме вырастала, накануне свадьбы она отсылала своих кукол в дом жениха как знак особого доверия и соединения своей прошлой жизни с будущей.




Начиная с 1870-х годов, японцы начали экспортировать игровых кукол в Америку и Европу. Во Франции в те годы были распространены совсем другие куклы - роскошные, дорогие, класса "люкс". Поэтому японские быстро нашли свою покупательскую нишу среди тех, кто не мог позволить себе приобретение дорогих фарфоровых красавиц.





Уловив эту новую тенденцию, французские и немецкие фабриканты начали выпускать кукол с восточными лицами, в традиционной японское одежде. Например, хорошо известны куклы компании Simon & Halbig (Германия), SFBJ (Франция).




Особое распространение они получили в начале ХХ века.Так, один из фабрикантов Зоннеберга сделал заказ местном скульптору: создать на основе японской куклы ее прототип японской. В результате стиль этот стал называться Motschmann или Taufling кукла. Она изображала младенца с лицом из композита или воска, стеклянными глазами, матерчатым телом и с "говорящим" механизмом внутри живота.




Настоящей вершиной кукольного искусства японских мастеров считается серия подарочных игровых кукол, которые в 1927 году были отправлены в Соединенные Штаты Америки в качестве дара Японии. Это 58 больших кукол-девочек, одетых в шелковые цветастые кимоно, каждая из которых сопровождалась аксессуарами в виде лакированной мебели, чайных наборов, фонариков, складных ширм и зонтов, а также украшениями.




После первой мировой войны, когда кукольная индустрия Германии переживала не лучшие времена, японцы попытались, наоборот, начали копировать европейских кукол (в частности, немецких) и экспортировать их в Соединенные Штаты Америки.




Японская фирма Morimura Brothers известна как основной производитель таких кукол. Она была зарегистрирована в Нью-Йорке и выпускала кукол примерно с 1915 до 1936 года. Одна из самых известных их моделей называлась Чио-Чио-Сан. Однако большая часть продукции напоминала немецких кукол, - только, правда, не самого лучшего качества.





Традиционные игровые куклы оказались непревзойденными, и сегодня среди коллекционеров ценятся именно японские куклы-дети конца XIX - начала XX века.




Автор текста: Ильмира Степанова.
Источник
Блог Оченьдаже

knopka_add
Tags: Куклы, Этника, Япония
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments