ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Витражи сэра Эдварда Бёрн-Джонса

Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Sir Edward Coley Burne-Jones, 1833 - 1898) родился в английском городе Бирмингем. Это уникальный человек - близкий по духу прерафаэлитам, английский живописец и оформитель, один из наиболее видных представителей "Движения искусств и ремёсел".













Сэр Эдвард Бёрн-Джонс  широко известен во всём мире прекрасными  витражами, которые исполнил с самым близким другом всей его жизни Уильямом Моррисом. Они познакомились в Оксфорде, во время учёбы и далее шли по жизни вместе.












Витражи, выполненные по его эскизам и картонам в "Morris & Co",  можно увидеть в церквях по всей Англии.
















В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой Макдональд (1840–1920). В 1860 году пара поженилась.


Интересно, что вторая сестра Джорджианы вышла замуж за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью сера Стэнли Болдуина (Stanley Baldwin 1867-1947), с 1937 года 1-го графа Бьюгли (1st Earl Baldwin of Bewgley) — британского политика, члена Консервативной партии Великобритании, премьер-министра Великобритании в 1923—1924, 1924—1929 и 1935—1937 годах. Именно он настоял на отречении Эдуарда VIII в 1936 году, но после коронации Георга VI в мае 1937 года ушёл в отставку, получив от нового короля титул графа Бьюгли.


А третья сестра Макдональд стала - матерью Джозефа Редьярда Киплинга (Joseph Rudyard Kipling,1865-1936) — английского писателя и поэта. Его лучшими произведениями считаются "Книга джунглей", "Ким", а также многочисленные стихотворения .  В 1907 году Киплинг становится первым англичанином - лауреатом Нобелевской премии в области литературы.Таким образом и Киплинг и Болдуин были племянниками  сера Эдварда Бёрн-Джонса. Как всё же интересно устроен мир.











Но вернёмся к витражам - сложному и трудоёмкому виду декоративного искусства. Это коллективный труд, требующий крепкой материальной базы и усилий многих людей. Поэтому руководить таким процессом должны крепкие и энергичные люди, уверенные в конечном результате. Сэр Эдвард Коли Берн-Джонс был именно из таких людей.





















Витражи в церкви Святого Мартина (St Martin in the Bullring )  установлены сэром Эдвардом Бёрн-Джонсом, в 1875 году. Изготовление было осуществлено в "Morris & Co".






Во время Великой Отечественной Войны окна были демонтированы и чудом остались целыми. В 1941 году Совет приходского комитета церкви Святого Мартина  принял решение против снятия  витражей , но прямой Приказ от епископа  Бирмингема,  д-ра  У.Е. Барнса ( Dr W.E Barnes ) потребовал их немедленного демонтажа.



"Спаситель."



"Святой Лука."




"Святой Марк."


Ночью стеклянные панели Сэра Эдварда Берн-Джонса были удалены - бомбардировщики прилетели утром, оставив все другие окна и церковь полностью разрушенными. Господь  бережёт  творения своих любимых художников.


"Моисей."



"Соломон."



"Мелхиседек."



"Давид."



"Илия."


Эти витражи являются весьма необычным примером работы Бёрн-Джонса и Морриса. Колористическая гамма имеет спокойную коричнево-зелёную окраску, приглушена по тону, обладает богатством оттенков.



"Поклонение волхвов."



"Благовещение."



"Рождество."



"Бичевание."



"Снятие с креста."

Сэр Эдвард Бёрн-Джонс не был великим художником в полном смысле этого слова. Он никогда не достигал абсолютного мастерства таких художников, как Рембрандт и Веласкес, но и среди великих художников он занимает свое место, бесспорно, в первом ряду. С самого начала своего творчества он обладал безошибочным чувством красоты формы и цвета, мощной и подавляющей оригинальностью, непревзойденным изяществом и тонкостью фантазии.






Витражи в церкви Святого Филлипа(St Philip, которая позже стала кафедральным собором) считаются лучшими произведениями cэра Эдварда Бёрн-Джонса и с этим трудно не согласиться. Это настоящее сокровище. В интерьере доминируют четыре превосходных витража,изготовленные в "Morris & Co" начиная с 1880-го года (три в апсиде, один находится в западной части).



"Рождество."









Это северо-восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).


Витраж с изображением Рождества Христова представлен в поразительной диагональной композиции, включает в себя Святое семейство с ангелами в пещере. В верхней части витража изображена еще одна группа из ослепительно красивых ангелов, взывающих к пастухам.


Яркий и сочный цвет, сложная игра красного и синего, фиолетового и различных оттенков зеленого, богатая оранжево-коричневая палитра.


Художник  очень любил этот  собор, ведь он в нём был крещён.


"Распятие."






Это юго-восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).


У витража сложное композиционное решение. Свидетелями смерти  Христа на кресте оказывается множество зрителей, на переднем плане изображены все те, кто близок Христу, слева Жёны-мироносицы,в центре его мать Мария в синем, и Святой Иоанн в красном, Мария Магдалина плачет у подножия креста.


Центурион Лонгинус (тот, кто пронзил Ему ребра копьем, а затем раскаялся и стал христианином) стоит справа. На среднем плане изображены Римские легионеры в красных доспехах и с красными же штандартами, сочуственно наблюдающие за неизбежным.


Задний план отведен фигурам в ближневосточных одеждах, землянистых оттенков (это те, кто выбрал Варавву и предал Спасителя). Символика цвета просто поражает. И ведь это надо сделать в стекле, где управлять цветовым процессом - занятие не из простых.



"Вознесение."










Это восточное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ).
Христос возносится во Славе в окружении ангелов в прекрасных одеждах. Ниже стоят апостолы и Мария со страхом во взглядах. Их лица омрачены тяжелой разлукой и прошлым неверием.



"Страшный суд."






Это западное окно в соборе Бирмингема ( Birmingham Cathedral ). Оно  является одним из четырех превосходных витражей сэра Эдварда Берн-Джонса, созданных для этой церкви в "Morris & Co" в 1880-х годах.






Христос изображён сидящим в суде, в окружении прекрасных ангелов в богатых красных и розовых одеяниях. Ниже - толпа людей, ожидающая своей участи. Они стоят в смятении и страхе при виде небесной кары, спускающейся к ним с небес.


Это, пожалуй, самый драматичный из всех викторианских витражей и великолепное свидетельство мастерства художника.






Автор текста: Борис Симкин


Источник 1, Источник 2, Источник 3.
Блог Оченьдаже


add
Tags: Британия, Витраж, Интерьер, Стекло
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments