ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Černý









Около кирпичного завода писают двое. Мужчины стараются максимально аккуратно вывести струями мудрые мысли известных жителей этого города..
.........................................................................




Pissing Men


Завод называется Гергета, а совсем неподалеку расположен музей Франца Кафки. У каждого зрителя есть возможность   попросить электромеханическую статую написать свой текст, просто отправив SMS
Конечно же речь идет о работе, пожалуй, самого популярного пражского скульптора Давида Черны (David Černý). Небольшая подборка его наиболее ярких работ.






Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Его семья была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать - реставратором. Прадед Черны работал вместе с чешским инженером и изобретателем Франтишеком Крижиком (Frantisek Krizik).

Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования однажды изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения. В прессе также публиковались сведения о том, что из-за Черны двое школьных учителей попали в психиатрическую клинику.

Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу (Vysoka skola umeleckoprumyslova v Praze). Поступить получалось не очень - три года подряд Давид не мог пройти вступительные экзамены.
В свободное время он занимался подпольными театральными представлениями и художественными перфомансами в центре Праги.
В 1988 году Черны смог поступить в Высшую художественно-промышленную школу по специальности "индустриальный дизайн". Во время учебы, за свои эскизы предметов интерьера, Давид смог получить призы на биеннале в Японии, но несмотря на успехи, вскоре решил перейти на отделение скульптуры.

Черны окончил академию в 1996 году, хотя за все время обучения занимался в ней не более трех месяцев из-за отсутствия оборудованных мастерских.
Первую славу Черны принесла его скульптура из стекловолокна "Quo Vadis" (Куда идешь): она была установлена ночью в центре Праги в 1989 году и представляла собой "народный" автомобиль "Трабант" производства ГДР, у которого вместо колес были огромные ноги.





Эта скульптура была посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены в ноябре 1989 года уезжали в Прагу на своих "трабантах" и просили политического убежища в посольстве ФРГ.





Впоследствии эта скульптура была установлена у посольства Германии в Праге.



В 1990 году на месте памятнику Иосифа Сталина в Праге Черны установил инсталляцию в виде огромного черепа и костей.



Более ощутимую известность Черны принес его перфоманс в 1991 году: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке в районе Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов.


tankx



На крыше башни танка был установлен палец в виде всем известного жеста. По словам Давида Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма. Палец с танка потом убрали, а вот цвет оставили.

Черны был арестован за хулиганство, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован.





Впоследствии сам Черны заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34-85, который участвовал в операции по освобождению Праги, а не ИС-2, который в тех боях участия не принимал.

В августе 2008 года, в знак протеста против войны в Южной Осетии, на месте, где располагался памятник, Черны установил обломок кормы советского танка окрашенного в розовый цвет с белой полосой, намекая на отличительную схему окраски советских танков во время "Пражской весны" в 1968 году.





В 1992 году Черны переехал в Швейцарию. В 1994 году мать и дядя дали Черны денег на поезду в США, где сначала он полтора месяца жил у приятеля в Нью-Йорке. С 1994 по 1995 год Давид получал стипендию от Фонда Сороса на обучение и проживание в P.S.1 Contemporary Art Center, а c 1995 по 1996 год проходил обучение по независимой программе в музее Уитни (Whitney Museum), выставляя свои работы на художественных выставках.





Оформленный Давидом мост-тоннель для метро.


Затем Черны вернулся в Прагу, стал лауреатом многочисленных художественных премий и начал получать заказы от различных городов и художественных галерей.



К 50-летию пражского театра Na Zábradlí Давид Черны сделал вот такой подарок.




Эмбрион



На стене здания, в котором располагается театр, появился эмбрион на пуповине. При этом пуповиной ему служит обычная водосточная труба на боку здания. По задумке автора, «Эмбрион» символизирует зарождение творчества. Несмотря на то, что эта скульптура абсолютно не противоречива и гармонично вписывается в облик здания, Черны все же подвергся волне критики.



Даже сами сотрудники театра разделились на два лагеря: тех, кто доволен подарком, и тех, кто хочет от него отказаться. Больше всего скульптуре рады туристы, так как после захода солнца она начинает мерцать приятным красноватым светом.

Среди наиболее известных работ Черны - скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня. Эта скульптура была в 1999 году установлена на Вацлавской площади в Праге напротив обычного конного памятника королю.




Конь, 1999.

В настоящее время скульптура находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице.


По словам Черны, эта статуя символизировала политическое и экономическое фиаско правительства Чехии, приведшее к росту популярности Коммунистической партии Чехии и Моравии, чью деятельность Черны призывал запретить.


В 2000 году на пражской телебашне в Жижкове была размещена скульптурная композиция в виде гигантских (3,5 метра в длину) безликих младенцев, ползущих на большой высоте вверх и вниз по стенам башни. Благодаря этим инопланетным младенцам скучная телевизионная башня, напоминающая о коммунистическом прошлом Праги, превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов города.







Гигантские младенцы были придуманы скульптором в 1994 г., когда он жил в Нью-Йорке, для музея современного искусства в Чикаго. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.


В 2000 году, когда Прага была объявлена одной из культурных столиц Европы, Давид Черны жил в пражском районе Жижков. Местные власти попросили его сделать что-нибудь для района. Так десять «негритят» появились на жижковской телебашне. Правда, на переговоры с властями ушло целых полтора года.







Зимой 2000-2001 года власти Праги приняли решение демонтировать фигуры младенцев, так как крепеж скульптур не был рассчитан на массу снега.


Но горожане успели полюбить телебашню в ее обновленном виде и встали на защиту "Младенцев".







Администрация Праги пошла навстречу жителям города и, после модернизации системы крепежа, "Младенцы" вернулись на башню.
Давид тщательно выбирал место на башне для каждого из младенцев, и до сих пор недоволен расположением одного из них.








2004 год - "Заключенные на Вацлавской площади". Чехия присоединилась к символической акции против нарушений прав человека на Кубе. В кадре сам Давид.

В 2005 году Черны создал проект памятника победе во Второй мировой войне, однако он был снят с конкурса после того как его автор на презентации проекта сказал, что "хороший коммунист - это мертвый коммунист".
Также Черны неоднократно критиковал Вацлава Клауса, занимавшего пост премьер-министра Чехии в 1993-1997 годах и избранного президентом страны в 2003 году.

Скульптура Черны "Подвешенный человек" представляла собой фигуру Зигмунда Фрейда в полный рост (некоторые чехи полагают, что это – Ленин), которая висит над улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту: в сумерках ее часто путали с настоящим человеком.





Подвешенный человек, 1996




Одной из основных версий замысла скульптора в данной работе является желание показать оторванность интелегенции от народа.







В 2005 году в Либерце появилась автобусная остановка, которую спроектировал Черны: она имела вид накрытого к обеду бронзового стола, под которым были расположены места для пассажиров.






На столе, среди кружек с пивом – голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации.


ostanovka2


В 2006 году известность получила другая скандальная работа Черны: это была пародия на работу Дэмиена Херста "The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living", в которой в аквариум с формальдегидом была помещена акула.

Вместо акулы Черны поместил в формальдегид фигуру повешенного полуголого Саддама Хуссейна. Впоследствии посол Ирака в Чехии потребовал убрать эту скульптуру с выставки, и она была запрещена к показу в Бельгии и Польше.






Занятия электротехникой впоследствии пригодились Черны для его произведений: в 2007 году он установил в Северной Каролине фонтан "Metalmorphosis" представляющий собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны мог управлять ей через интернет.







Скульптура Metalmorphosis представляет собой трехмерное изображение человеческой головы высотой 7.6 метра. Она сделана из нержавеющей стали общим весом около 14 тонн.



«Голова» эта состоит из множества горизонтальных пластин, объединенных в семь сегментов. Каждый из этих сегментов может крутиться с разной скоростью как по часовой стрелке, так и против нее. А за все эти передвижения отвечает специальная компьютерная программа, разработанная для управления скульптурой-фонтаном Metalmorphosis.






Всего лишь несколько раз в день все семь частей Metalmorphosis собираются в единое целое, в правильной формы человеческую голову, а потом снова расходятся каждая в свою сторону. Вода же льется изо «рта» это фигуры.

В 2007 году Черны стал одним из создателей пражской галереи современного искусства Meet Factory.



meetf



В первой половине 2009 года Чехия стала председателем в ЕС и согласно традиции разместила скульптуру изображающую Евросоюз в здании Евросовета в Брюсселе. Создать такую скульптуру правительство Чехии поручило Черны, причем контракт на 10 миллионов чешских крон подразумевал, что Давид будет  делать ее не в одиночку, а соберет коллектив из 27 художников, скульпторов и творческих групп из различных стран Европейского содружества. Однако, позже выяснилось, что в создании скульптуры принимал участие только Черны и три его помощника.


Скульптура получила название "Entropa".






Ее объекты представляли собой изображения какого-либо национального стереотипа каждой из стран ЕС.



В частности, Нидерланды были показаны в виде торчащих из воды минаретов, Германия - в виде перекрестка автобанов, напоминающих свастику.




Болгарию олицетворяли турецкие унитазы.







Люксембург - кусок золота на продажу.






Румыния представлена в виде замка графа Дракулы.





А вот Бельгии повезло: коробка конфет - это далеко не худший вариант.






Размещение этой инсталляции вызвало дипломатический скандал: представителям правительства Чехии пришлось извиняться перед Болгарией и другими странами. Сам Черны заявлял, что является сторонником евроинтеграции и своей скульптурой лишь проверял чувство юмора. Источником вдохновения для "Entropa" Черны назвал произведения британской комик-группы "Монти Пайтон" (Monty Python).

Черны часто вступал в конфликты с владельцами галерей. Так, в 2000 году он отказался от размещения своей скульптуры в Национальной галерее в Праге, сославшись на политическую ангажированность ее руководителя.




Оформленный Давидом мост-тоннель для метро.

Также он отказался явиться на вручение премии Йиндржиха Халупецкого, которую вручал в той же галерее президент Чехии Вацлав Гавел. Тогда Гавелу пришлось выйти из здания и вручить Черны награду на улице.



В прессе творчество Черны часто называли диссидентским и провокационным, однако сам скульптор заявлял, что никогда не провоцирует своим искусством и не является политическим активистом.



В числе нереализованных проектов – инсталляция для Народного Театра под названием «Народ себе навсегда» (2002). Театр был построен на деньги, собранные народом. Сразу же после открытия, в 1881 году, в здании произошел страшный пожар, и на восстановление театра чехи снова собрали деньги – миллион златых всего за 47 дней. Поэтому и девиз театра соответствующий – «Народ себе».





Давид Черны хотел разместить на крыше театра десятиметровую золотую скульптуру обнаженного Титана, из пениса которого, время от времени, весьма недвусмысленным образом вырывались бы потоки воды. С одной стороны, фигура намекала бы на историю и девиз театра, отчасти символизируя пожарный брандспойт, с другой, это было бы небольшим хулиганством по отношению к прохожим внизу.

Скульптура должна была быть установлена в мае 2003 года, накануне референдума по поводу вступления Чехии в Евросоюз. Проект был щедро спонсирован человеком, пожелавшим остаться неизвестным, однако руководство театра в конце концов решило отказаться от него, как пишет Черны, «побоявшись потерять свои места».







Хотя в своем творчестве Черны часто обращался к теме автомобилей (примером тому служат "Quo Vadis" и автомобиль на фасаде галереи Meet Factory), сам скульптор в интервью говорил, что отрицательно относится к личному автотранспорту в городах. Сам он предпочитал передвигаться по Праге на велосипеде и выступал с художественными инициативами по повышению безопасности велосипедистов.

Черны с пятнадцати лет увлекается пилотированием: недолюбливая коммерческую авиацию, последние годы он летает по Европе на собственном самолете.



London Booster



В 2008 году в интервью Черны признался о том, что хотел бы на полгода отвлечься от искусства и поработать летчиком скорой помощи в Африке.



Кое-что отсюда.



Официальное фото автора 2007 года

А эта инсталляция Черны (2003) находится в одной из пражских галерей Современного исскуства. Здесь можно реально заглянуть в самую суть современного искусства.


art0


Закончить пост хочется чем-то подобным:




Блог Оченьдаже

add

Понажимать правильные кнопки для контакта можно тут http://vk.com/ochen_daje, спасибо.​
Tags: Братья-славяне, Скульптура
promo ochendaje сентябрь 8, 2015 08:00 75
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →