ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

С более плотной головой.








Вальдорфская кукла — первая в истории игрушка, специально разработанная педагогами для детских садов и школ нового типа. Она объединяет в себе заботу о физическом и духовном здоровье ребёнка, понимание необходимости учитывать его естественное развитие. Но по порядку...





В современном мире многие родители, желающие максимально раскрыть таланты своего ребёнка и не отбить у него охоту к образованию, предпочитают обычному образовательному учреждению детские сады и школы, реализующие принципы альтернативной педагогики Рудольфа Штайнера, Марии Монтессори и других педагогов-новаторов.







В Германии недалеко от Гейдельберга находится городок Вальдорф, в котором жил автор педагогической системы – австрийский философ, архитектор и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). В 1907 году он написал первую книгу о своём видении педагогики "Образование ребёнка" и уже в 1919 году его идеи были воплощены в школе, открытой в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего табачной фабрикой Вальдорф-Астория в немецком городе Штутгарте. От названия фабрики все последующие школы по системе Штайнера стали называться вальдорфскими.







Штайнер воплотил разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Так появилась штейнеровская школа.



Сейчас в мире насчитывается более 1000 вальдорфских школ и более 2000 вальдорфских детских садов. Вальдорфское образование становится всё более популярным и в России. Каждая российская вальдорфская школа своеобразна. Она может быть бесплатной, может быть платной. Все вальдорфские российские школы соответствуют государственному стандарту образования. Признанием качества обучения в вальдорфских школах стало, например, вручение в 2008 и 2010 годах звания "учитель года" педагогам московской вальдорфской школы.


В этой школе два иностранных языка преподаются с первого класса, а до середины основной школы система обучения является безотметочной, нет второгодничества, классный руководитель ведет свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения, в программе есть нетрадиционные уроки (пластицирование, эвритмия, садоводство), предметы преподаются "эпохами" — в течение 3-4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке (это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение "эпохи").





Вальдорфские детские сады и школы работают по принципу "неопережения" развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Штайнер писал в своих трудах о значении окружающей среды для ребёнка: "Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, завершённые, технически законченные, не оставляющие места воображению ребёнка".


Вальдорфскими педагогами в первые годы возникновения вальдорфских садов и школ была разработана особая педагогическая кукла. Вальдорфская кукла - это отображение человека, это его второе "Я", а не искусственная механическая игрушка. Такая игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного физического, душевного и духового развития ребенка.







Основа вальдорфской куклы - традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов. Это – мягкая игрушка, но в отличие от традиционных зверушек, она повторяет человеческий образ. При изготовлении вальдорфской куклы соблюдаются все человеческие пропорции.








Шитая кукла предназначена для того, чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее. Вальдорфская кукла традиционно делается из натуральных материалов – шерсть, хлопок, шелк и набита 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью. Натуральная овечья шерсть - легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной. Для тела и головы используется хлопковый трикотаж телесного цвета. Для одежды тоже подбираются натуральные материалы: шерсть, хлопок, шелк, лен, вискоза. Волосы делаются из шерстяной или хлопковой пряжи, каждая волосинка пришивается отдельно и прочно закрепляется на голове куклы, что позволяет свободно  причесывать ее, заплетать косички, фантазировать с прической куклы. 








Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую ребенок прижимает к себе, способствует формированию привязанности, он получает от куклы что-то взамен. Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает.






Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей, в зависимости от настроения малыша. Эти куклы специально разработаны, чтобы стимулировать ребенка к выражению всей гаммы чувств и эмоций в процессе игры. Процесс изготовления такой игрушки очень трудоемкий, вся работа делается вручную и это делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей - ведь второй такой нет ни у кого.


Кукла – прообраз человека, и игра с ней является педагогическим моментом, позволяющим прививать ребенку правила общения с окружающими, куклу для ребенка следует подбирать в соответствии с его возрастом.










Мир для новорожденного хаотичен и непонятен – основная задача его приспособиться к жизни вне материнской утробы, понять, что этот мир доброжелателен. Хорошей игрушкой на этом этапе может быть кукла - уголок, лежащая в кроватке - не раздражающие пастельные тона, натуральные материалы, мягкое незаполненное тело, поможет малышу с интересом познавать мир. И если мама поносит куколку с собой перед тем, как дать ее малышу, она впитает ее запах, что подарит ребенку ощущение спокойствия и безопасности. Интересно малышу будет и если мама оденет куколку на руку и поговорит от ее имени - так ребенок будет учиться следить за предметами, концентрировать свое внимание.
Интересны будут малышу и игрушки, подвешиваемые над кроваткой, коляской, автокреслом.









После 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять все, что делает мама. Мама играет с ним, кормит, убаюкивает - все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла. Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры.





В кроватке может поселиться кукла-грелка. Помимо функций грелки ее можно сделать одним из элементов ежедневного ритуала укладывания спать.









После 1,5 лет у ребенка настает новый период - от исследовательской деятельности он переходит к экспериментам. Основной вид деятельности детей этого возраста – манипулирование предметами. То есть ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы по-своему. Поэтому, чтобы дать возможность эти самые предметы хорошо изучить, их должно быть не слишком много, иными словами, не предлагайте ребенку 1,5 лет много игрушек.









В этом возрасте хорошим партнером для игр будет так называемая кукла в пришивном комбинезончике. Пока малыш сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он может только снять, вот тут-то подойдет пришитый комбинезон. А так как навыки одевания все же надо развивать, некоторые элементы могут быть съемными - шапочка, пинетки.
Малыш видит в кукле самого себя, поэтому желательно подбирать ее с похожими чертами (цвет глаз/волос, пол). Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.









Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок сам создает свой мир и события в нем происходящие. Теперь он может придумывать различные сюжеты, разыгрывать их и останавливать - все по его правилам. Лучше всего такая игра происходит с маленькими куклами, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20 см. И конечно, кукол должно быть несколько - тут и мама, и папа, и девочки и мальчики, вообщем все актеры для режиссерской игры крохи.
Нужны и небольшие куклы - малыши, играя с которыми ребенок чувствует свою «взрослость». Теперь он сам качает, пеленает и укладывает спать малыша, так же, как мама.









Черты лица куколки должны обозначаться более подробно. Утягиваются глазные впадины, можно вышить ротик и глаза. Обычно для этого возраста волос не делают совсем, их заменяют шапочкой, колпачком.








К 4,5-5 годам игра выходит на новый уровень. Теперь это уже не только семейно-бытовые сюжеты. Дети играют в больницу, магазин, театр, садик, в общем в то, с чем встречаются в своей жизни. Они точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Теперь кукла усложняется: Ноги и руки могут быть подвижными, руки более детализированы, с большим пальчиком. Ступни у ножек тоже становятся выраженными. Куклы должны быть большие, от 25 до 40 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Важным становятся заплетаемые волосы и возможность легко переодеть куклу. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды и всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки.







Ведь мелкая моторика у ребенка развивается и пальчики ловчее, чем раньше. Он теперь сможет самостоятельно одеть и раздеть куклу, завязать ей поясок, застегнуть пуговки, надеть штанишки.
Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви.









Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление большой куклы-младенца, ростом 40-50 см, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.
Нужна большая кукла-младенец и детям, которым вскоре предстоит стать старшими. Старший ребенок ухаживая  этой куклой, поможет разделить мамины хлопоты с новорожденным.








Образ куклы воздействует  на личность ребенка.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения очень красноречивы. Через игру с куклой формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности.








Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Дети, как губка, впитывают все, что видят и с чем тесно общаются, – это буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.








Блог Оченьдаже

add

Понажимать правильные кнопки для контакта можно вот тут, а для фейсбука вон там, спасибо!
Tags: Германия, Куклы
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments