ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Неожиданное про Крым

Изделия из его мастерской есть у Джорджа Буша, американского миллиардера Джорджа Сороса, Штефана Фюле. Он объездил со своими работами полмира...






Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу, голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.








На протяжении многих веков Крым населяли различные племена и народы и каждый внес неповторимый вклад в развитие керамики Крыма. История гончарного дела в Крыму так своеобразна и необычна, что вызывает интерес многих исследователей.








Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры.






Народные развлечения крымских татар. Христиан Гейслер. 1804. Из альбома «Живописные описания обычаев, нравов и развлечений русских, татаров, монголов и других народов в Российской Империи»



В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различные культуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществования выступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утоляли жажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместно вели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврические леса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.








Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице - природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали, многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценность окружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповедными и неприкосновенными - "святыми".







Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединять их и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природе и помнить, что все мы - общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.

Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу, голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.








На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров - в урочище Чобан-Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая.






Фрагменты средневековых амфор и фляга из Чобан-Куле.



В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.






План одной из гончарных печей Чобан-Куле.



В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики.







Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).

Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.







Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками.

На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.







Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины.







Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.





Пряжки женских поясов. Крымские татары.




На сегодняшний день, взглянуть на подлинные образцы крымскотатарского керамического искусства прошлого мы можем только в музеях и редких частных коллекциях.








Хотя нет, не совсем. Познакомьтесь с современными работами Рустема Скибина. Мастер посвятил себя возрождению забытого ремесла крымских татар.








На основе крымскотатарских орнаментов, собранных и расшифрованных художником и искусствоведом Мамутом Чурлу, Рустем создал свой стиль полихромной росписи керамических изделий, несущий в себе лучшие черты традиционной культуры крымских татар.






Изделия из его гончарной мастерской есть у Джорджа Буша, американского миллиардера Джорджа Сороса, еврокомиссара Штефана Фюле. Рустем Скибин объездил со своими работами полмира: Оман, Турция, Россия, Польша…







Рустем Скибин родился в 1976 году в городе Самарканд, Узбекистан. После окончания в 1996 г. Самаркандского училища искусств по специальности «художник-педагог» вернулся в Крым, где по 2000 год работал главным художником на керамическом предприятии «Таврика» в Симферополе.






Мастер в совершенстве овладел методом создания вариантов древних орнаментальных структур. Узоры его произведений несут мощную положительную энергетику, заложенную в основной программе бытия – продолжение жизни на земле. Рустем создал серию уникальных блюд с изысканными каллиграфическими композициями.






Художник активно собирает, анализирует, восстанавливает технологии изготовления разнообразных форм традиционной бытовой гончарной керамики, изучает и восстанавливает старинную ремесленную терминологию.






Мастер постоянно находит пути применения своего ремесла для расширения ассортимента изделий. Кроме основного продукта орнаментированных блюд и тарелок производит керамические светильники, фонтаны, музыкальные инструменты, декоративные панно.






Его работы популярны далеко за пределами Крыма. Преподаёт в Бахчисарайской детской керамической студии «Чёльмекчилер» (в переводе с крымскотатарского языка «гончары»). В посёлке Акрополис, Симферопольский район, создал творческую мастерскую «Эль-Чебер» (в переводе с крымскотатарского языка «страна мастеров»), в которой воспитал таких мастеров, как Айдер Абибулаев и Асие Мушурова.






Скибин является активным участником региональных, всеукраинских и международных выставок. Рустем неизменный участник семинаров и выставок проекта «Крымский стиль». Член творческого объединения «Чатыр -Даг» (по названию горы в Крыму). Кандидат в члены Национального союза мастеров народного искусства Украины. Член Ассоциации крымскотатарских художников.










Я с детства что-то мастерил: вырезал из дерева, лепил из глины, гипса, собирал, прикручивал. Еще в Самарканде, до возвращения в Крым, посещал ремесленные мастерские, часами мог смотреть, как люди что-то делают своими руками. Пробовал, учился. А вообще, по образованию я художник-педагог и всерьез заниматься керамикой начал уже в Крыму.










Сейчас крымскотатарское гончарство только начинают возрождать. Это очень сложно, потому что образцы гончарных изделий почти не сохранились. За 10 лет удалось найти лишь 15 керамических элементов. Вышивка и ценные украшения сохранились. Но керамика - очень хрупкий для времени материал.











Вообще, от обжига зависит очень многое. Я работаю с печью на дровах. Есть у меня и электрическая, но с ней неинтересно. Когда горит настоящий огонь, это добавляет изделию эмоций.








Прежде чем что-то наносить на изделие, настраиваюсь на хорошее. Твое душевное состояние видно в рисунке, в работе. Любой человек может посмотреть на рисунок – и на уровне подсознания понять, в каком настроении мастер делал эту вещь.







Я четыре года проработал на предприятии, которое занималось керамикой. Там я научился делать то, что требуется, вне зависимости от того, хочется этого сейчас или нет. Этот опыт дал мне возможность в любой момент очень быстро настраиваться на рабочий лад и не ждать вдохновения.







Семья и родные люди не должны зависеть от того, пришла или не пришла к тебе муза. Всегда говорю об этом ученикам. Творчество – это хорошо, оно должно быть на первом месте, но и материальное вознаграждение – обязательно! И это правило, я считаю, должно быть в любом деле: вместе с уровнем мастерства должен расти уровень благосостояния. Если этого не происходит, надо искать что-то новое.








Как многие татары, мы приехали сюда, вернулись на родину, и прямо в голом поле начали копать траншею под фундамент. Из всех достижений цивилизации было только электричество – и то мы сами подвели к дому провод на деревянных подпорках. К 1996 году построили часть дома, воды не было, зимой ходили с саночками к роднику за несколько километров – прямо по грязюке, дорог ведь не было. Летом на участке выращивали помидоры на продажу.












Вот тогда были моменты, когда я думал, что надо бросить гончарное дело и заниматься коммерцией. Купил, продал – получил живые деньги. Меня поддержал мой покойный дядя Эмир, сказал, что надо заниматься своим делом. По выходным я лепил из глины на кухне, подстелив кусок целлофана, чтобы стол не пачкать. Ни о какой мастерской и речи не было. Позже Всевышний послал мне лучшего учителя и наставника Мамута Чурлу.












Первый секрет успеха – терпение. Если берешься за что-то, доведи до конца. Второй – это умение почувствовать, что сейчас актуально и востребовано людьми, в этом ключе работать, делать открытия и находки. Ведь все, что я создаю, я создаю для людей, им должен нравиться мой товар, в конце концов, они должны его купить. И третий – нужна та работа, где материальное вознаграждение будет расти с уровнем твоего мастерства.

























































Все это  - древнейшие знаки и символы, которыми наши предки передавали информацию. Возьмем, например, эту тарелку. Рыба в данном случае – это наш полуостров, вокруг – море. На рыбе веточки и цветы – это пресная вода, то есть реки. Крым населен многими народами, это отображают дома на спине рыбы. Много садов – это знак добрососедства и, одновременно, пожелание благополучия…

А что может быть важнее?






Видео об авторе:






Автор:






Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6)
Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!

Tags: Керамика, Посуда, Роспись, Этника
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →