ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Культурная революция - всё, П...?





"Евреи понаехали и своровали весь бюджет" и "Это не искусство, а какое-то гoвно" - основные темы, по которым в СМИ развернулись широкие дискуссии.

Пермский музей современного искусства покидает свое здание и прощается с Речным вокзалом; дальнейшее его существование туманно. Есть ли у современного искусства в Перми будущее, пока непонятно.




История






В апреле 2012 года ушёл в отставку губернатор Пермского края Олег Чиркунов. В июне 2013-го Марат Гельман был уволен с поста директора музея современного искусства PERMM. Где-то между этими двумя событиями завершилась местная «культурная революция» — отчаянная попытка региональной власти превратить Пермь в новую культурную столицу России.







Собственно, пермская «культурная революция» — история длиной примерно в четыре с половиной года. Осенью 2008 года в здании бывшего Речного вокзала открылась выставка «Русское бедное», меценатский проект тогдашнего сенатора от Пермского края, столичного бизнесмена Сергея Гордеева (сейчас он входит в попечительский совет института «Стрелка»). Курировал выставку Марат Гельман. Денег было много, выставка получилась роскошная; волонтёры подсчитывали посетителей — десять тысяч, двадцать тысяч, тридцать…






Вскоре Гельман познакомился с губернатором Олегом Чиркуновым, а потом и вовсе объявил о своём «переезде» в Пермь. В здании Речного вокзала решено было открыть первый в российской провинции музей современного искусства. Он и стал генштабом новой пермской культурной политики. С этого момента и до самого конца Гельман был главным идеологом «пермского проекта»; в столичной прессе его иногда ошибочно называли «министром культуры Пермского края». В общем, справедливо: реально он всем и управлял.






Сама идея «пермского проекта» была нехитрая, хоть и по-своему блестящая. Культура обходится дёшево, особенно на фоне всего остального, и пресловутой «социалки» тоже, зато позволяет достичь немедленного и, главное, наглядного эффекта.






Три копейки — объект современного искусства; пять копеек — новые автобусные остановки, разработанные в «Студии Артемия Лебедева»; семь копеек — фестиваль; десять копеек — новый театр; двадцать копеек — новый музей.






Люди ХХI века предпочитают жить там, где есть какая-то культурная жизнь и какая-то городская среда. Там, где семки, пятилитруха пива и завод, жить неинтересно. Если сделать в Перми какую-то культурную жизнь и городскую среду, то, может, и люди перестанут из неё уезжать. А потом ещё и туристы подтянутся. И то и другое принципиально: где люди — там жизнь. Где их нет — там Сыктывкар, или город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.






Бесконечный фестивальный разгул (местные, укреплённые финансово; франшизные и гастрольные — от «Территории» Кирилла Серебренникова до «Пикника „Афиши“», недельный фестиваль «Живая Пермь», месячный суперфестиваль «Белые ночи») сам Гельман считал простым способом сымитировать столичную жизнь. Не бывает дней без концертов, выставок и перформансов, не бывает пустых вечеров.






Одновременно предпринимались попытки создать институции: музей учредил программу паблик-арта (арт-объекты и граффити на улицах города), а также программу «Арт-резиденция» (с помощью которой в Пермь приезжали художники со всего мира).






Открылся Пермский центр развития дизайна, некоторое время им руководил Артемий Лебедев (самые громкие успехи: остановки общественного транспорта, шрифт Permian и навигация для города). Эдуард Бояков основал театр «Сцена-Молот» (экспортный вариант «Практики», плюс спектакли на местном материале — например «Засада» с рэпером Сявой в главной роли). Из театра оперы и балета уехал по приглашению в Москву прежний худрук, его место занял Теодор Курентзис, выкупленный из Новосибирска.






Местная публика разделилась на тех, кто за Гельмана, и тех, кто против; воздержавшихся по правилам коммунальной квартиры записывали в «гельминтов». На страницах пермской печати развернулась широкая дискуссия, посвящённая двум основным темам: «Евреи понаехали и своровали бюджет», «Это не искусство, а какое-то говно».






Весной 2012 года губернатор Олег Чиркунов, главный гарант «культурной революции», ушёл в отставку. Марат Гельман при новом главе региона,  безликом функционере Викторе Басаргине (прежде он был слабейшим министром в правительстве Путина), продержался в кресле директора музея недолго. Летом 2013 года разразился скандал с обидными картинками про Олимпиаду-2014 на фестивале «Белые ночи». Гельману позвонил новый министр культуры и прошептал, что расторгает контракт.












Коллекция






Основа фондовой стратегии музея - формирование цельного музейного фонда художественных феноменов, объединенных концептом «Русского бедного искусства». Под этим термином понимаются произведения, созданные российскими художниками, работающими с нехудожественными, нетрадиционными для искусства, «бедными» материалами: необожженной глиной, песком, упаковочным скотчем, поролоном, картоном и т.д. «Русское бедное» отражает мощную интернациональную тенденцию, уже ставшую частью мировой и российской истории искусств.







PERMM хранит в своих фондах уникальное собрание «Московский архив нового искусства», переданное в дар музею сенатором Сергеем Гордеевым. Этот комплекс текстов, арт-объектов, фотографий и документации представляет ранний, докоммерческий этап развития московского концептуализма.






В фондах Музея представлены работы Александра Бродского, Виталия Комара и Александра Меламида, Петра Белого, Леонида Сокова, Анатолия Осмоловского, Ольги и Александра Флоренских, Валерия Щеховцова, Владимира Козина, арт-групп RECYCLE, "Мыло", пермских авторов Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, Сергея Тетерина и других художников, представляющих несколько поколений современного российского искусства.








Конец Музея.









Арт-группа 310, Москва






Александр Жунев, Пермь



Собственно, то что сейчас происходит в музее, это не совсем выставка — это проект, рожденный из большого числа необходимостей, одна из которых переезд музея, в связи с требованиями прокуратуры покинуть аварийное здание.







Наиля Аллахвердиева. Директор по развитию музея Permm.



Сейчас идет поиск здания для временного размещения музея. Есть два варианта, оба в центре, с арендой на 3 года. За это время краевой Минкульт обещает подготовить здание для постоянного размещения музея, сейчас речь идет о большом троллейбусном гараже в районе Мотовилиха. Срок переезда — начало-середина июня. Упаковка экспонатов идет уже сейчас, это долгий процесс.





Кирилл Кто, Москва






Марат "Морик" Данильян, Новосибирск






Рустам Qbic (Казань)





Moff, Пермь



Задача заключалась в том, чтобы придумать такой проект, который не требовал бы закрытия музея на время упаковки экспонатов и переезда. У нас остались построенные от выставки видеоарта стены, они были абсолютно белыми — идеальные холсты. На стены вешать ничего было нельзя, так как это мешало бы упаковке. Вот из этих ограничений и возможностей (белые стены, большие залы, более 1000 квадратных метров) родилась идея пригласить художников стрит-арта.





Арт-группа Zukclub, Москва





Гамлет, Харьков





Слева-Гамлет, Харьков, в центре-Кто, Москва, справа-Роман Минин, Харьков



Желание работать с уличными художниками совпадало с тоской по программе паблик-арта, которая в Перми приостановлена вот уже год с лишним. Название проекта «Транзитная зона» — это буквально то состояние, в котором находится Permm и сам Речной вокзал, в котором мы жили все эти годы и чье будущее также не определено. Участники выставки были свободны в своих интерпретациях понятия «ТЗ» и расширили его дальше, обсуждая в своих работах уже не музей, а транзитные зоны истории, политики, экзистенции, эстетики. Мы показали 34 проекта — это работы очень известных сегодня стрит-артистов из Москвы, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Казани и наших украинских гостей из Харькова. Украинские участники были важны не только с политической точки зрения — когда-то паблик-арт программа музея начиналась с проектов украинских художников Романа Минина и Гамлета на улицах Перми и нам важно было продолжить эту историю.





Масим П2 (Пермь)






Арт-группа Zukclub, Москва






"Icon man"



Сейчас в Перми идет неожиданный, но последовательный демонтаж объектов паблик-арт программы. Уже убрали работы группы Professors «Red people» и группы «Электробутик» «Icon man». Только что прошла информация о планах на демонтаж «Пермских ворот» Полисского. «Бетонная власть» Николая Ридного пока стоит.





"Бетонная власть"





Тимофей Радя, Екатеринбург


В аргументах демонтажа путаются даже сотрудники Министерства культуры пермского края — это значит, что для них это тоже большая неожиданность. Скорее всего, их просто поставили перед фактом более высокие инстанции. Все это очень активно обсуждается сейчас в городе, в разных сообществах. Думаю мы будем писать петицию на имя губернатора с просьбой объяснить причину подобных действий со стороны властей.





"Red people"



У входа в здание вокзала Пермь I располагается работа пермского стрит-арт художника Александра Жунева. Схема гигантского геологического разреза разместилась на 1 тыс. кв. м. Работа Жунева имеет все шансы в этом году превратиться в мозаику. Очень хочется сохранить эту работу, увековечить её









Слева- Миша Most, Москва, справа- Арт-Группа Ghandi, Санкт-Петербург



С новым министром культуры пермского края музей начал общаться совсем недавно, буквально месяц назад, он приходил несколько раз на встречу с сотрудниками музея, один раз представлял нового и. о. директора музея, впервые пришел на открытие выставки «Транзитная зона». Могу сказать, что на данный момент Минкульт довольно корректно взаимодействует с музеем, у нас подтверждено финансирование в полном объеме и пока не было случаев содержательной цензуры. Если говорить о культурной политике, которая периодически на подобных встречах озвучивается, — нам постоянно говорят про «неконфликтность», «пермскую компоненту» и про то, что мы тратим «народные деньги» и не должны об этом забывать.





"Пермские ворота"



Три факта







  • На данный момент PERMM - единственный в России "нестоличный" (расположенный не в Москве и не в Петербурге) музей современного искусства






Слева-Арт-Группа Zukclub, Москва, справа- Арт-Группа Ghandi, Санкт-Петербург



  • В 2012 году Наиля Аллахвердиева стала лауреатом премии Сергея Курехина в номинации "Лучший кураторский проект", которым была признана выставка "Лицо невесты".






Владимир Nootk, Москва



  • Деятельность паблик-арт программы PERMM часто становилась предметом мифологизации и творческого переосмысления - в частности, она в гротескной форме описана в романе Александра Проханова "Человек звезды", созданного по итогам визита в Пермь.






Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)

Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Tags: Выставки, Картины, Россия, Стрит-арт
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 90
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →