ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Культурная революция - всё, П...?





"Евреи понаехали и своровали весь бюджет" и "Это не искусство, а какое-то гoвно" - основные темы, по которым в СМИ развернулись широкие дискуссии.

Пермский музей современного искусства покидает свое здание и прощается с Речным вокзалом; дальнейшее его существование туманно. Есть ли у современного искусства в Перми будущее, пока непонятно.




История






В апреле 2012 года ушёл в отставку губернатор Пермского края Олег Чиркунов. В июне 2013-го Марат Гельман был уволен с поста директора музея современного искусства PERMM. Где-то между этими двумя событиями завершилась местная «культурная революция» — отчаянная попытка региональной власти превратить Пермь в новую культурную столицу России.







Собственно, пермская «культурная революция» — история длиной примерно в четыре с половиной года. Осенью 2008 года в здании бывшего Речного вокзала открылась выставка «Русское бедное», меценатский проект тогдашнего сенатора от Пермского края, столичного бизнесмена Сергея Гордеева (сейчас он входит в попечительский совет института «Стрелка»). Курировал выставку Марат Гельман. Денег было много, выставка получилась роскошная; волонтёры подсчитывали посетителей — десять тысяч, двадцать тысяч, тридцать…






Вскоре Гельман познакомился с губернатором Олегом Чиркуновым, а потом и вовсе объявил о своём «переезде» в Пермь. В здании Речного вокзала решено было открыть первый в российской провинции музей современного искусства. Он и стал генштабом новой пермской культурной политики. С этого момента и до самого конца Гельман был главным идеологом «пермского проекта»; в столичной прессе его иногда ошибочно называли «министром культуры Пермского края». В общем, справедливо: реально он всем и управлял.






Сама идея «пермского проекта» была нехитрая, хоть и по-своему блестящая. Культура обходится дёшево, особенно на фоне всего остального, и пресловутой «социалки» тоже, зато позволяет достичь немедленного и, главное, наглядного эффекта.






Три копейки — объект современного искусства; пять копеек — новые автобусные остановки, разработанные в «Студии Артемия Лебедева»; семь копеек — фестиваль; десять копеек — новый театр; двадцать копеек — новый музей.






Люди ХХI века предпочитают жить там, где есть какая-то культурная жизнь и какая-то городская среда. Там, где семки, пятилитруха пива и завод, жить неинтересно. Если сделать в Перми какую-то культурную жизнь и городскую среду, то, может, и люди перестанут из неё уезжать. А потом ещё и туристы подтянутся. И то и другое принципиально: где люди — там жизнь. Где их нет — там Сыктывкар, или город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.






Бесконечный фестивальный разгул (местные, укреплённые финансово; франшизные и гастрольные — от «Территории» Кирилла Серебренникова до «Пикника „Афиши“», недельный фестиваль «Живая Пермь», месячный суперфестиваль «Белые ночи») сам Гельман считал простым способом сымитировать столичную жизнь. Не бывает дней без концертов, выставок и перформансов, не бывает пустых вечеров.






Одновременно предпринимались попытки создать институции: музей учредил программу паблик-арта (арт-объекты и граффити на улицах города), а также программу «Арт-резиденция» (с помощью которой в Пермь приезжали художники со всего мира).






Открылся Пермский центр развития дизайна, некоторое время им руководил Артемий Лебедев (самые громкие успехи: остановки общественного транспорта, шрифт Permian и навигация для города). Эдуард Бояков основал театр «Сцена-Молот» (экспортный вариант «Практики», плюс спектакли на местном материале — например «Засада» с рэпером Сявой в главной роли). Из театра оперы и балета уехал по приглашению в Москву прежний худрук, его место занял Теодор Курентзис, выкупленный из Новосибирска.






Местная публика разделилась на тех, кто за Гельмана, и тех, кто против; воздержавшихся по правилам коммунальной квартиры записывали в «гельминтов». На страницах пермской печати развернулась широкая дискуссия, посвящённая двум основным темам: «Евреи понаехали и своровали бюджет», «Это не искусство, а какое-то говно».






Весной 2012 года губернатор Олег Чиркунов, главный гарант «культурной революции», ушёл в отставку. Марат Гельман при новом главе региона,  безликом функционере Викторе Басаргине (прежде он был слабейшим министром в правительстве Путина), продержался в кресле директора музея недолго. Летом 2013 года разразился скандал с обидными картинками про Олимпиаду-2014 на фестивале «Белые ночи». Гельману позвонил новый министр культуры и прошептал, что расторгает контракт.












Коллекция






Основа фондовой стратегии музея - формирование цельного музейного фонда художественных феноменов, объединенных концептом «Русского бедного искусства». Под этим термином понимаются произведения, созданные российскими художниками, работающими с нехудожественными, нетрадиционными для искусства, «бедными» материалами: необожженной глиной, песком, упаковочным скотчем, поролоном, картоном и т.д. «Русское бедное» отражает мощную интернациональную тенденцию, уже ставшую частью мировой и российской истории искусств.







PERMM хранит в своих фондах уникальное собрание «Московский архив нового искусства», переданное в дар музею сенатором Сергеем Гордеевым. Этот комплекс текстов, арт-объектов, фотографий и документации представляет ранний, докоммерческий этап развития московского концептуализма.






В фондах Музея представлены работы Александра Бродского, Виталия Комара и Александра Меламида, Петра Белого, Леонида Сокова, Анатолия Осмоловского, Ольги и Александра Флоренских, Валерия Щеховцова, Владимира Козина, арт-групп RECYCLE, "Мыло", пермских авторов Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, Сергея Тетерина и других художников, представляющих несколько поколений современного российского искусства.








Конец Музея.









Арт-группа 310, Москва






Александр Жунев, Пермь



Собственно, то что сейчас происходит в музее, это не совсем выставка — это проект, рожденный из большого числа необходимостей, одна из которых переезд музея, в связи с требованиями прокуратуры покинуть аварийное здание.







Наиля Аллахвердиева. Директор по развитию музея Permm.



Сейчас идет поиск здания для временного размещения музея. Есть два варианта, оба в центре, с арендой на 3 года. За это время краевой Минкульт обещает подготовить здание для постоянного размещения музея, сейчас речь идет о большом троллейбусном гараже в районе Мотовилиха. Срок переезда — начало-середина июня. Упаковка экспонатов идет уже сейчас, это долгий процесс.





Кирилл Кто, Москва






Марат "Морик" Данильян, Новосибирск






Рустам Qbic (Казань)





Moff, Пермь



Задача заключалась в том, чтобы придумать такой проект, который не требовал бы закрытия музея на время упаковки экспонатов и переезда. У нас остались построенные от выставки видеоарта стены, они были абсолютно белыми — идеальные холсты. На стены вешать ничего было нельзя, так как это мешало бы упаковке. Вот из этих ограничений и возможностей (белые стены, большие залы, более 1000 квадратных метров) родилась идея пригласить художников стрит-арта.





Арт-группа Zukclub, Москва





Гамлет, Харьков





Слева-Гамлет, Харьков, в центре-Кто, Москва, справа-Роман Минин, Харьков



Желание работать с уличными художниками совпадало с тоской по программе паблик-арта, которая в Перми приостановлена вот уже год с лишним. Название проекта «Транзитная зона» — это буквально то состояние, в котором находится Permm и сам Речной вокзал, в котором мы жили все эти годы и чье будущее также не определено. Участники выставки были свободны в своих интерпретациях понятия «ТЗ» и расширили его дальше, обсуждая в своих работах уже не музей, а транзитные зоны истории, политики, экзистенции, эстетики. Мы показали 34 проекта — это работы очень известных сегодня стрит-артистов из Москвы, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Казани и наших украинских гостей из Харькова. Украинские участники были важны не только с политической точки зрения — когда-то паблик-арт программа музея начиналась с проектов украинских художников Романа Минина и Гамлета на улицах Перми и нам важно было продолжить эту историю.





Масим П2 (Пермь)






Арт-группа Zukclub, Москва






"Icon man"



Сейчас в Перми идет неожиданный, но последовательный демонтаж объектов паблик-арт программы. Уже убрали работы группы Professors «Red people» и группы «Электробутик» «Icon man». Только что прошла информация о планах на демонтаж «Пермских ворот» Полисского. «Бетонная власть» Николая Ридного пока стоит.





"Бетонная власть"





Тимофей Радя, Екатеринбург


В аргументах демонтажа путаются даже сотрудники Министерства культуры пермского края — это значит, что для них это тоже большая неожиданность. Скорее всего, их просто поставили перед фактом более высокие инстанции. Все это очень активно обсуждается сейчас в городе, в разных сообществах. Думаю мы будем писать петицию на имя губернатора с просьбой объяснить причину подобных действий со стороны властей.





"Red people"



У входа в здание вокзала Пермь I располагается работа пермского стрит-арт художника Александра Жунева. Схема гигантского геологического разреза разместилась на 1 тыс. кв. м. Работа Жунева имеет все шансы в этом году превратиться в мозаику. Очень хочется сохранить эту работу, увековечить её









Слева- Миша Most, Москва, справа- Арт-Группа Ghandi, Санкт-Петербург



С новым министром культуры пермского края музей начал общаться совсем недавно, буквально месяц назад, он приходил несколько раз на встречу с сотрудниками музея, один раз представлял нового и. о. директора музея, впервые пришел на открытие выставки «Транзитная зона». Могу сказать, что на данный момент Минкульт довольно корректно взаимодействует с музеем, у нас подтверждено финансирование в полном объеме и пока не было случаев содержательной цензуры. Если говорить о культурной политике, которая периодически на подобных встречах озвучивается, — нам постоянно говорят про «неконфликтность», «пермскую компоненту» и про то, что мы тратим «народные деньги» и не должны об этом забывать.





"Пермские ворота"



Три факта







  • На данный момент PERMM - единственный в России "нестоличный" (расположенный не в Москве и не в Петербурге) музей современного искусства






Слева-Арт-Группа Zukclub, Москва, справа- Арт-Группа Ghandi, Санкт-Петербург



  • В 2012 году Наиля Аллахвердиева стала лауреатом премии Сергея Курехина в номинации "Лучший кураторский проект", которым была признана выставка "Лицо невесты".






Владимир Nootk, Москва



  • Деятельность паблик-арт программы PERMM часто становилась предметом мифологизации и творческого переосмысления - в частности, она в гротескной форме описана в романе Александра Проханова "Человек звезды", созданного по итогам визита в Пермь.






Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8)

Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Tags: Выставки, Картины, Россия, Стрит-арт
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →