ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Непонятное...



Он мечтал добиться предела в воплощении совершенства, сказать последнее слово о красоте и её беспредельности. Осуществить задуманное помогла обычная раковина.


Странной формы с особенной внутренней поверхностью, покрытой сияющим перламутром, это фантастическое создание природы было панцирем моллюска, жившего в далёких чудесных странах. Он увлёкся причудливо сложной, совершенной по изгибам поверхностей чудесной формой, созданной морем в течение веков, а может быть, и тысячелетий.

Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.





Почему? Почему недоступное, почему очевидную красоту не замечают и переступают зачастую так же равнодушно, как и через брошенный на берегу камень...

Всплывает в памяти очерк из книги воспоминаний Константина Коровина о творчестве Врубеля и "непонятости" его работ современниками...

"Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял Врубеля. В.И.Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его.П.М.Третьяков приехал ко мне в мастерскую.... и спросил меня об эскизе Врубеля "Хождение по водам Христа". Я вынул этот эскиз, который когда-то приобрел у Врубеля и раньше показывал его Павлу Михайловичу в своей мастерской на Долгоруковской улице, где мы жили вместе с Врубелем. Павел Михайлович тогда не обратил на него никакого внимания и сказал мне , что не понимает таких работ. Помню, когда вернулся Врубель, то я сказал ему:
- Как странно...Я показал твои эскизы, вот этот - "Хождение по водам", а также иллюстрации к "Демону", он сказал, что не понимает.
Врубель засмеялся.
Я говорю:
- Чему ж ты рад?
- А знаешь ли, я бы огорчился, если бы он сказал, что он его понимает.
Я был удивлен таким взглядом.
Теперь снова достал эскиз Врубеля и поставил его на мольберт перед Третьяковым.
- Да, - сказал он, - я не понял раньше. Уж очень это как-то по-другому."





Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь; мало видел кого; отвернулся от обихода и увидал красоту жизни; возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».

«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер. И, как бы сами собой, из игры перламутра возникли нимфы.

Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине»… Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен.





Фигуры волшебных дев усиливают идею слияния одушевленного и неодушевлённого, переплетения формы того и другого. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Чуть намечена фигура Нептуна.

В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. А если картину поставить вертикально, то изображение морского чуда точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.

Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Да и название выбрано не случайно. Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.

Художник сотворил легенду, как творили её древние народы, обожествляя людей и очеловечивая богов. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.





(+)
М.Врубель. Жемчужина. 1904.


Пока что, это последний пост по теме.
Предыдущие посты о М.А.Врубеле
Биография и обзор работ - Гений, безумец, провидец, слепец...
Демоны в творчестве художника... - Демоны мои...


Tags: Жемчуг, Картины, Россия
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 90
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments