ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Андрогинность




Лучшие вещи случаются с нами неожиданно. Такова и эта история.

После фотосессии, я забавы ради да и на память о невероятном гриме синего цвета засунула голову в сканнер...

Пост о невероятных талантах Леры у нас уже был, но последний ее проект, пожалуй, стоит отдельного большого поста.





Valeria Myrusso. Демон / Demon. 2014.
полимерные глины,  пастель, краска, золотой серафинит, гранаты, лабрадориты, жемчуг,  металл
Техника: скульптурная миниатюра,филигрань, мозаика, аппликация.


С чего все началось?

 - Меня заинтересовала идея поработать в плане скульптурной лепки с врубелевской манерой изображения лиц. У каждого человека есть свои критерии и эталоны "красоты". Персонажи Врубеля очень близки к моим личными предпочтениями в эстетике. Несколько непропорциональные, андрогинные черты лиц, вызывающие диссонанс уже одним только совмещением резких и острых, будто высеченных из камня линий и выразительных, абсолютно живых глаз. Они привлекают выразительностью,силой, характером и целым спектром эмоций застывших в одном мгновенье. Поэтому мне было интересно совместить разные стилистики и и попробовать изобразить лица его Ангелов и Демонов в новой форме.





(<->)
М.Врубель. Демон летящий. 1899г. фрагмент.



- Это первая попытка работы с материалом другого художника в той степени, когда необходимо влезть в кожу другого человека, чтобы понять хотя бы малую часть его творческого алгоритма. Зрительного материала было недостаточно, поэтому в преподготовке к работе я перечитывала всевозможные материалы, касающиеся творчества и личности Врубеля: статьи, дневники, воспоминания современников.






- Наиболее сложным для меня оказался "Демон". Мне хотелось отойти от наиболее известной картины Врубеля "Демона сидящего " и изобразить прежде всего демона-стихию, в порыве одержимости и решимости, поэтому я использовала фрагменты и вариации "Демона Летящего": от больших полотен заимствовала цветовую гамму и орнамент, нагромождение деталей, на основе акварелей строила общую композицию и "портретность".





- Все четыре скульптуры формой отсылают зрителя к первоисточникам - картинам. Все персонажи вписаны в прямоугольные рамки и обрамления. Иногда сюжет кажется обрезанным, неоконченным, но лишь для того, чтобы позволить зрителю домыслить продолжение фрагмента. Вся коллекция вадержана на контрасте сине-фиолетовой гаммы с насыщенными черным, белым, красным и бордовым.





- Ледяное лицо серафима обрамлено белоснежными перьями, демон отделяется от пейзажа неба и гор ярким тщеславным узором черных крыльев, суета жизни бушует вокруг темной фигуры Азраила фиолетовыми ,голубыми ,синими и вишневыми оттенками, переливается золотом и перламутром, но оставляет его безучастным. Поэтому каждая работа- не только "перепрочтение" образа, деталей, цветовой символики, но и, возможно, трансформация, дополнение.




(+)
Valeria Myrusso. Азраил / Azrael.
полимерные глины, пастель, краски, лабрадориты, гранаты, адуляры, перламутр, металл.
Техника: скульптурная миниатюра, филигрань, аппликация.


Расскажи немного про выбор камней для коллекции. Ты специально их закупала для нее или у тебя есть некий запас, из которого ты придумаешь изделия?

 - С выбором камней дело обстояло вовсе непросто. В этих работах мне хотелось соприкоснуться и с художественным стилем Врубеля, и воспроизвести его особенную  "кристаллическую" манеру кисти, с цветовыми и оттеночными переливами, зеркальными бликами и визуально ощутимым объемом. Частично  этот вопрос я решила с помощью камней. Для этих работ выбрала разные цветовые гаммы камней обладающих так называемой иризацией. Идеальны в этом плане были   адуляры( лунные камни) с отблесками холодного синего и фиолетового и палитра лабрадоритов, золотистого, голубого и бордового. Самым удивительным камнем был довольно редкий "золотой серафинит", имитирующий золотистые перья на черном фоне. Эти камни я тщательно выбирала в нескольких известных мне магазинах. Остальные материалы, такие как гранаты, жемчуг, лазурит - из собственных запасов. Всё же в работе всегда лучше иметь разнообразный ассортимент под рукой.





(<->)
М.Врубель. Азраил. 1904г. фрагмент.


Какая работа из коллекции нравится или ближе всего?

 - По своему близка каждая работа: несколько надменный,  но спокойный воин неба Серафим, и уставший вечный  Азраил, и Душа как невидимая "ангело-демоническая", дуалистическая  сущность света и тьмы  в каждом человеке, но   "Демон", как образ наиболее чувственной стихии - ближе всего. Он - метафора живой жизни.





Что было самое трудное в работе над коллекцией? Может какие-то мистические совпадения?

 - Самым сложным моментом был наверное подготовительный момент. К этим работам я не рисовала обычных эскизов. используя для наглядности только  картины самого  Врубеля. Демоны, ангелы,пророки, Богородица. Я далека от принятия этих образов в их классическом понимании, поэтому  мне нужна была собственная  трактовка. Неделя подготовки, с бесконечным рассматриванием картин, чтением материалов, касающихся как и Врубеля, так и религиозной темы, бессонницей и бессознательными воображаемыми диалогами накапливала информацию, чувства и ощущения и накаляла обстановку внутренней атмосферы. В момент взрыва я поняла, что готова и принялась за работу.





Какой музыкой ты вдохновлялась во время работы над этой коллекцией?

- Для вдохновения и в процессе работы слушала Альфреда Шнитке. Сочинения для оркестра и произведения для соло и хора. Не знаю чем объяснить этот выбор, но он был моментален, спонтанен и в итоге верен.





(+)                                                                (+)


Как пришла в голову идея со сканированием? Сколько примерно попыток пришлось предпринять, пока не добилась результата? Или у тебя в голове сразу есть идея, которую ты просто воплощаешь?

Со сканированием идея была  очень спонтанной. Моделей к окончанию работы над проектом у меня как обычно не было, поэтому пришлось загримироваться  и попросить знакомого фотографа, уже не раз помогавшего мне, сделать несколько портретов с каждой работой. После фотосессии, я забавы ради да и на память о невероятном гриме синего цвета засунула голову в сканнер)) Первый же снимок идеально дополнил атмосферу картины-украшения. Сделав около 20 проб мне осталось только выбрать нужные и минимально доработать их по цветовой гамме.





(+)                                                                (+)






В твоих работах в основном женские лица, а тут мужские, сложно было переключиться? Настраивала себя как-нибудь специально?

- Здесь скорее даже не мужские или женские, а лица с разной степенью андрогинности.  Безусловно переключится было сложно, тем более с установкой не копирования манеры исполнения Врубеля, а обыгрыванием образов, сохраняя некоторые нюансы стилистики. Все лица лепились из полупрозрачной пластики разных оттенков  голубого, фиолетового, зеленого, для "неземного" эффекта восприятия. К тому же нужно было опробовать свои силы в  метком воссоздании портретной эмоции , личного качества образа. Это невероятно сложно, особенно в миниатюре.




Valeria Myrusso. Серафим / Seraphim.
полимерные глины, пастель, краски, лак, лазуриты, адуляры, лабрадориты, металл.
Техника: скульптурная миниатюра, аппликация, филигрань.


В комментарии к одной из своих работ ты написала: Знаете, в этой серии работ я тоже плакала. Впервые не от загубленного завитка, подгоревшей глины или отколовшегося сегмента.
Можешь рассказать об этом подробнее? Эта коллекция оказалась настолько близка тебе и затронула что-то в твоей душе?


Это довольно личный момент. Не знаю насколько он может быть понятным для других людей. Дело в том, что каждая работа проходит через сознание автора, но эта серия требовала куда больше эмоциональных переживаний чем предыдущие, она заставляла заново прокручивать в памяти эпизоды, ассоциации, создавать воображаемые ситуации для максимального переживания. То есть работа над этой коллекцией- это не просто трудоёмкое, механическое создание, а внутренняя,возможно не видная более никому, попытка понять Серафима, Демона, Азраила, Душу и Врубеля.


(+)                                                                (+)
М.Врубель, Пророк, 1898г. Эскиз и оригинал.


В работе над этой коллекцией для тебя было важно понять и воплотить то, что хотел сказать Врубель или ты старалась передать свои собственные эмоции и восприятие?

 - Одинаково важными были оба параметра. Если бы не первое- я не могла бы отнести эти работы к Врубелевскому пониманию, если бы не второе - не могла бы назвать эти работы авторскими.





Ты, наверное, помнишь, о событиях в жизни Врубеля, сопутствовавших теме демонизма (болезнь, помешательство). Не страшно было браться за такую тему?

 - Конечно такие опасения были. Опять же вспоминая тягостную бессонницу и последующие  сновидения с "участниками драмы" страшно было свихнуться по утру, потерять контроль за потоком сознания и уследить за гранью реальности и мистики.






Ты же готовилась к работе над коллекцией. Что тебя больше всего поразило в словах или жизни Михаила Александровича?

 - Дело даже не в словах, а в общем принятии со стороны его мира фантастического реализма, который стал и частью его  реальной жизни, понимание хрупкости тела человека, который проник за рубеж "человеческого" и удивление силе его духа.




Valeria Myrusso. Душа/ Soul
полимерные глины, пастель, краски, гранаты, адуляры, металл.
Техника: скульптурная миниатюра,филигрань.


Планируешь продолжить работу с живописью? Если да, то о ком из художников задумывалась еще?

 - Дело в том, что так или иначе в некоторых работах я часто обращаюсь к опыту художников и иллюстраторов. К примеру,  недавно мне помогали в работе акварели Эдмунда Дюлака и  эскизы  Бакста. Но пока обратиться и дать себя поглотить другому художнику  ещё раз я не готова. Подобный опыт полезен, но и может губительно сказаться на мне как на художнике, поэтому сейчас я планирую продолжить развитие собственной манеры творчества.





(<->)
М.Врубель. Царевна-Лебедь. 1900г. фрагмент.


Ты ожидаешь обвинений в кощунственном отношении к нашей классике? Что могла бы ответить?

 - Единственное мнение которое было бы уместно и которое было бы для меня действительно важным - это мнение самого Врубеля, на пристальное внимание ангелов и демонов я, конечно же,  не надеюсь. Но если меня до сих пор не поразила ни молния с небес, ни черепица с крыши - имею надежду, что они тоже не слишком недовольны. А недовольство людей было, есть и будет, такова сущность человека. Но я не считаю кощунственным  искреннее желание одного художника попробовать понять другого художника.






Расскажи о своем взрослении, как мастера? Даже с нашей последней встречи в твоих работах многое изменилось, сама это ощущаешь?

 - Взросление  в отрасли - это неминуемая и необходимая  участь,  если ты уже крепко  стоишь на своём пути. Когда изменяешь не только себя, но и малую часть мира вокруг - это уже не столько хаотичный порыв, сколько чувство ответственности. Когда имеешь возможность говорить и говорить громко - стоит говорить по сути  и правдиво.





- В хендмейде  не предусмотрено затрагивание слишком глубоких струн души человека, все же рукоделие - это более декоративная ипостась творчества,  но хочется достигнуть именно ступеньки искусства, и не глухонемого диалога с людьми. Такое стремление накладывает отпечаток  и на меня и на творчество.





ЖЖ Валерии вы все, наверняка, уже знаете, а совсем недавно ее маленькая мастерская завела свое представительство на фейсбуке. Добро пожаловать!

Вопросы мастеру, как всегда, можно задать в комментариях.




Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Tags: Бижутерия, ЖЖ-мастера, Камни, Пластика, Россия
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →