ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Не тот Маршак...




Основал свое дело в Киеве, процветал настолько, что гости из столицы были вынуждены свою деятельность на Украине прекратить, использовал детский труд, считал женщин за людей... А мы ведь все забыли.






Маршак. Мы знаем одного представителя этой фамилии, Самуила Маршака, Детский писатель Самуил Маршак, конечно, достиг большой известности, но мы совсем забыли о его двоюродном дяде – Иосифе, которого называли киевским Фаберже. Основанный им в 1878 году в Киеве ювелирный дом «Маршак» делал украшения для самых знатных персон России конца XIX в., а по случаю празднования 300-летия Дома Романовых выполнял заказы на официальные дары государю Николаю II.






Фабрика Маршака была ведущей не только среди 232 ювелирных предприятий Киевской губернии, но и далеко за ее пределами. Клеймо «И. Маршакъ» на изделиях фабрики было признаком изящества, высокого вкуса, элитности.








Стоимость некоторых ювелирных изделий достигала цены целых поместий — например, колье из пяти ниток (415 ориентальных жемчужин с фермуаром и граненым изумрудом, окруженным бриллиантиками) стоило 8000 рублей. А представьте себе, сколько могут стоить эти шедевры сегодня!






Знатоки ювелирного искусства ставят имя Иосифа Маршака в один ряд с такими гигантами как Фаберже и Болин.  В самом деле, украшения киевского ювелира отличает отменное качество и чистота работы, редкое изящество и художественный вкус.






Разноцветные фантазии, уникальные вымыслы из драгоценных камней, новаторство и жизнерадостность, — такие слова можно вложить в уста Маэстро и, именно они являются ключевыми для Дома Маршака, богатство и самобытность которого родились при прекрасном соединении двух культур — русской и французской.






А о его конкурентоспособности с петербургскими законодателями мод, говорит хотя бы тот факт, что  именно наличие процветающей фабрики Маршака вынудило Фаберже закрыть филиал своей фирмы в Киеве. После чего Фаберже сказал: двум медведям в одной берлоге тесно!






Судьба у знаменитого ювелира настолько интересна, что можно роман написать! Судьба и общественная деятельность. Он был одним из первых ювелиров (или вообще первым), который давал рабочие места женщинам, обучал их.









Киев 1868 года, юный Иосиф Маршак в возрасте 14 лет покидает свою родную деревню и родительский дом, для того чтоб получить образование ювелира.







2 мая 1878 года, как вспоминал в своих мемуарах сын ювелира Александр, было самым счастливым днем в жизни Иосифа Маршака — сельского парня из многодетной семьи, который сызмальства, обладая явным художественным дарованием, мечтал открыть собственную ювелирную мастерскую. К мечте шел через экзамены на звание мастера, добывание специального разрешения ремесленной управы цехов на производство золотых и серебряных предметов именно в столице губернии — Киеве. И, наконец, открыл собственную мастерскую на Подоле. Сначала работал сам, без учеников и помощников. Разве что иногда помогала жена Лия (Иосиф рано женился).






Все, чем он владеет, превращается в драгоценный метал: когда ему не хватает 100 рублей из приданного своей молодой жены для начала своего дела, он закладывает свой единственный костюм, чтобы сделать золотую цепь.







Через год, он уже переезжает в центр Киева на Крещатик, где располагается со своей семьей в доме № 4, в пяти-комнатной квартире. Дела идут хорошо, его известность ширится, изделия становятся все более разнообразными, и амплуа молодого ювелира — мастера по золотым цепочкам уже далеко позади. Иосиф Маршак без устали создает неповторимые изделия, отличающиеся своим новаторством и оригинальностью.






В 1885 году, в его мастерской работает уже более двадцати человек. В конце девятнадцатого века Россия процветает, его заказы постоянно растут. Иосиф путешествует, выставляет свои произведения в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, и неустанно продолжает создавать новые модели…







1880—1917 года — это золотой век французско-русских отношений. Французские капиталовложения позволяют России модернизировать свою экономику. Франция сильно увлечена «Империей степей» и открывает для себя с помощью русских писателей «загадочность славянской души». Знаменитая Анна Каренина, трагическая и прекрасная героиня Льва Толстого, трогает самое сердце французских читателей, давая свое имя целому поколению юных француженок.






Рост бизнеса вынудил Иосифа почти полностью оставить личное участие в изготовлении украшений и непосредственно заняться организацией производственного процесса.






Иосиф Маршак, следуя веянию времени, в 1890 году совершает поездку по Европе и в Париж. Через шесть лет, император Николай II заложит первый камень в строительство моста, который станет одним из самых красивых и элегантных мостов Парижа, мост Александра III. Пышные празднества охватят французскую столицу, самую романтичную из всех столиц мира. Россия пленяет Францию, оставляя свой неизгладимый отпечаток. Франция, в свою очередь, дарит русскому монарху самое красивое, что у неё есть: забавно, что печи Баккара в этой связи названы как «русские печи» и будут работать день и ночь, чтоб выполнить помпезные заказы Николая








В 1891 году Россия организует в Москве русско-французскую выставку, где участвуют все знаменитые имена в области искусства и предметов роскоши. Иосиф активно наблюдает, получает много интересной информации и буквально впитывает в себя все, что он видит. В 1893 году его творения завоевывают медаль на Всемирной выставке в Чикаго, затем в Антверпене в 1899 году. Каждый раз, после возвращения из такого путешествия он вкладывает в развитие своего дела, внедряет новые технологии на практике.






Дела на фабрике шли успешно. В 1896 году фабрика изготовила 7 пудов только золотых изделий (1 пуд — 16 кг. — Ред.) — в 40 раз больше, чем четырнадцать лет назад. Маршак активно участвовал в ювелирных выставках, где его изделия отмечались высокими наградами — медаль с почетным дипломом на Всемирной выставке в Чикаго (1893), золотая медаль на Всемирной выставке в Антверпене (1894), наивысшая награда «Почетного отзыва» на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Киеве (1897).


Ничто не может его остановить, даже пожар, принесший в 1899 году огромные убытки его мастерской. Напротив, пройдя через такое испытание, он с новой силой возрождает производство, реконструирует и увеличивает свои помещения, устанавливает самое современное оборудование и применяет очень прогрессивные для той эпохи технологии разделения труда. В его мастерских и магазинах в Киеве работают уже 150 человек. Таким образом, через двадцать лет Иосиф Маршак становится одним из самых знаменитых ювелиров Российской Империи, его имя — это марка, которой предназначено пройти сквозь времена и континенты…




Организация труда на предприятии Маршака отличалась корпоративностью. Хозяин, в частности, стремился, чтобы рабочие чувствовали себя настоящей семьей. Например, если работники фирмы вступали в брак, он давал невесте приданое с условием, что пара останется работать на фабрике. В администрации работали преимущественно те, кто вырастал с фирмой.





Кроме воскресных дней и двунадесятых праздников (в соответствии с постановлением городской думы), выходными были каждая суббота, 9 дней на Пасху, по 3 дня на Новый год и судные дни, четыре дня на Суккот, по одному дню на Пурим и Тешебиов. Рабочий день длился с 8.00 до 18.00 с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. После назначения Израиля Маршака помощником заведующего и при его содействии, рабочий день был сокращен до 9 часов 40 минут.





Однако дисциплина была строгой. Действовала система штрафов. За курение в неположенном месте — 1 руб., столько же стоило хамство по отношению к служащим, а также появление на работе в нетрезвом виде. Во время рабочего дня знакомые или родственники не должны были наведываться к рабочим фабрики — можно было поплатиться рублем. Нарушение тишины (в рабочее время нельзя было вставать с места, подходить к другим, поднимать шум) обходилось рабочему в 75 копеек. Опоздание на 10—30 минут стоило 30 копеек, а к половине рабочего дня — 50 копеек.






Заработок зависел от того, как давно и кем работал на фабрике рабочий. В различные времена суммы составляли от 3 до 10 рублей (для сравнения: в 1905 году 1 фунт говядины на Бессарабке стоил 20 копеек.

Закончив работу, мастер обязательно должен был сдать остатки полученного материала, изделие, которое изготавливал, рабочую рубашку и нарукавники, а руки вымыть с мылом в специальной посудине, чтобы «смыть» драгоценную пыль и стружку, которые потом переплавлялись и опять шли в дело.







Маршака могут добрым словом помянуть современные феминистки: он был первым предпринимателем, который доверил филигранный труд ювелира женщинам, выполнявшим кропотливую ручную работу по изготовлению тоненьких цепочек, шлифовке изделий.





На предприятии Маршака использовался и детский труд (рабочий день для несовершеннолетних заканчивался на три часа раньше, чтобы дети могли посещать школу). Немало земляков обращалось к Маршаку с просьбой «взять в науку» сына или дочку. За время работы фирма вывела в люди более 300 учеников. Фабрика была практической школой для молодых ювелиров. Были и такие, кто с легкой руки учителя организовали свое дело (в 1906 году Бриль и Гершман открыли фабрику на углу Крещатика и Прорезной).






2 мая 1913 года в честь 35-летнего юбилея фабрики рабочие поднесли хозяину коллективно выполненный серебряный поднос, по краям которого были вычеканены рабочие инструменты и вигравированы инициалы каждого мастера. Сам Иосиф Абрамович по случаю праздника пожертвовал 5000 рублей в фонд обеспечения быта старых мастеров фирмы на случай потери ими работоспособности. А главное — открыл при фабрике ремесленную школу, взяв на себя расходы по содержанию. В тот же день на общественные пожертвования был открыт фонд на обустройство школьных мастерских. Состоялось и открытие образовательной школы для евреев «Хедер».





В 1913 году, во время визита Царя Николая II в Киев, по случаю празднования 300-летия дома Романовых, все официальные подарки, преподнесенные Государю, были изготовлены в мастерских Иосифа Маршака и имели его клеймо. Приходит период всеобщего признания Мастера, начинавшего свой путь с нуля и дошедшего до самой вершины, где его скоро принялись величать «Киевским Картье», а также неоспоримым соперником знаменитого Фаберже.
В июле 1918 года Иосиф Маршак составил завещание, в котором распределил капитал между своими детьми, назначил выплаты помощи мастерам и служащим, выделил средства для содержания школы и училища при фабрике, позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме. Созданная при фабрике ремесленная школа должна была называться именами учредителя и его жены.






Но это завещание осталось невыполненным.
В то же год Фабрику национализировали, а большинство драгоценностей переплавили… Во время революции семья Маршака, унося под своими одеждами остатки творений Иосифа, покидает Россию.

Их принимает один из пяти его сыновей, Иохим, обосновавшийся уже в то время в Париже. Дальше следует история большой известности и славы салона Маршак, но уже вне нашей страны.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)
Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Tags: Камни, Мех, Ювелирные украшения
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 90
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →