ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Не тот Маршак...




Основал свое дело в Киеве, процветал настолько, что гости из столицы были вынуждены свою деятельность на Украине прекратить, использовал детский труд, считал женщин за людей... А мы ведь все забыли.






Маршак. Мы знаем одного представителя этой фамилии, Самуила Маршака, Детский писатель Самуил Маршак, конечно, достиг большой известности, но мы совсем забыли о его двоюродном дяде – Иосифе, которого называли киевским Фаберже. Основанный им в 1878 году в Киеве ювелирный дом «Маршак» делал украшения для самых знатных персон России конца XIX в., а по случаю празднования 300-летия Дома Романовых выполнял заказы на официальные дары государю Николаю II.






Фабрика Маршака была ведущей не только среди 232 ювелирных предприятий Киевской губернии, но и далеко за ее пределами. Клеймо «И. Маршакъ» на изделиях фабрики было признаком изящества, высокого вкуса, элитности.








Стоимость некоторых ювелирных изделий достигала цены целых поместий — например, колье из пяти ниток (415 ориентальных жемчужин с фермуаром и граненым изумрудом, окруженным бриллиантиками) стоило 8000 рублей. А представьте себе, сколько могут стоить эти шедевры сегодня!






Знатоки ювелирного искусства ставят имя Иосифа Маршака в один ряд с такими гигантами как Фаберже и Болин.  В самом деле, украшения киевского ювелира отличает отменное качество и чистота работы, редкое изящество и художественный вкус.






Разноцветные фантазии, уникальные вымыслы из драгоценных камней, новаторство и жизнерадостность, — такие слова можно вложить в уста Маэстро и, именно они являются ключевыми для Дома Маршака, богатство и самобытность которого родились при прекрасном соединении двух культур — русской и французской.






А о его конкурентоспособности с петербургскими законодателями мод, говорит хотя бы тот факт, что  именно наличие процветающей фабрики Маршака вынудило Фаберже закрыть филиал своей фирмы в Киеве. После чего Фаберже сказал: двум медведям в одной берлоге тесно!






Судьба у знаменитого ювелира настолько интересна, что можно роман написать! Судьба и общественная деятельность. Он был одним из первых ювелиров (или вообще первым), который давал рабочие места женщинам, обучал их.









Киев 1868 года, юный Иосиф Маршак в возрасте 14 лет покидает свою родную деревню и родительский дом, для того чтоб получить образование ювелира.







2 мая 1878 года, как вспоминал в своих мемуарах сын ювелира Александр, было самым счастливым днем в жизни Иосифа Маршака — сельского парня из многодетной семьи, который сызмальства, обладая явным художественным дарованием, мечтал открыть собственную ювелирную мастерскую. К мечте шел через экзамены на звание мастера, добывание специального разрешения ремесленной управы цехов на производство золотых и серебряных предметов именно в столице губернии — Киеве. И, наконец, открыл собственную мастерскую на Подоле. Сначала работал сам, без учеников и помощников. Разве что иногда помогала жена Лия (Иосиф рано женился).






Все, чем он владеет, превращается в драгоценный метал: когда ему не хватает 100 рублей из приданного своей молодой жены для начала своего дела, он закладывает свой единственный костюм, чтобы сделать золотую цепь.







Через год, он уже переезжает в центр Киева на Крещатик, где располагается со своей семьей в доме № 4, в пяти-комнатной квартире. Дела идут хорошо, его известность ширится, изделия становятся все более разнообразными, и амплуа молодого ювелира — мастера по золотым цепочкам уже далеко позади. Иосиф Маршак без устали создает неповторимые изделия, отличающиеся своим новаторством и оригинальностью.






В 1885 году, в его мастерской работает уже более двадцати человек. В конце девятнадцатого века Россия процветает, его заказы постоянно растут. Иосиф путешествует, выставляет свои произведения в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, и неустанно продолжает создавать новые модели…







1880—1917 года — это золотой век французско-русских отношений. Французские капиталовложения позволяют России модернизировать свою экономику. Франция сильно увлечена «Империей степей» и открывает для себя с помощью русских писателей «загадочность славянской души». Знаменитая Анна Каренина, трагическая и прекрасная героиня Льва Толстого, трогает самое сердце французских читателей, давая свое имя целому поколению юных француженок.






Рост бизнеса вынудил Иосифа почти полностью оставить личное участие в изготовлении украшений и непосредственно заняться организацией производственного процесса.






Иосиф Маршак, следуя веянию времени, в 1890 году совершает поездку по Европе и в Париж. Через шесть лет, император Николай II заложит первый камень в строительство моста, который станет одним из самых красивых и элегантных мостов Парижа, мост Александра III. Пышные празднества охватят французскую столицу, самую романтичную из всех столиц мира. Россия пленяет Францию, оставляя свой неизгладимый отпечаток. Франция, в свою очередь, дарит русскому монарху самое красивое, что у неё есть: забавно, что печи Баккара в этой связи названы как «русские печи» и будут работать день и ночь, чтоб выполнить помпезные заказы Николая








В 1891 году Россия организует в Москве русско-французскую выставку, где участвуют все знаменитые имена в области искусства и предметов роскоши. Иосиф активно наблюдает, получает много интересной информации и буквально впитывает в себя все, что он видит. В 1893 году его творения завоевывают медаль на Всемирной выставке в Чикаго, затем в Антверпене в 1899 году. Каждый раз, после возвращения из такого путешествия он вкладывает в развитие своего дела, внедряет новые технологии на практике.






Дела на фабрике шли успешно. В 1896 году фабрика изготовила 7 пудов только золотых изделий (1 пуд — 16 кг. — Ред.) — в 40 раз больше, чем четырнадцать лет назад. Маршак активно участвовал в ювелирных выставках, где его изделия отмечались высокими наградами — медаль с почетным дипломом на Всемирной выставке в Чикаго (1893), золотая медаль на Всемирной выставке в Антверпене (1894), наивысшая награда «Почетного отзыва» на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Киеве (1897).


Ничто не может его остановить, даже пожар, принесший в 1899 году огромные убытки его мастерской. Напротив, пройдя через такое испытание, он с новой силой возрождает производство, реконструирует и увеличивает свои помещения, устанавливает самое современное оборудование и применяет очень прогрессивные для той эпохи технологии разделения труда. В его мастерских и магазинах в Киеве работают уже 150 человек. Таким образом, через двадцать лет Иосиф Маршак становится одним из самых знаменитых ювелиров Российской Империи, его имя — это марка, которой предназначено пройти сквозь времена и континенты…




Организация труда на предприятии Маршака отличалась корпоративностью. Хозяин, в частности, стремился, чтобы рабочие чувствовали себя настоящей семьей. Например, если работники фирмы вступали в брак, он давал невесте приданое с условием, что пара останется работать на фабрике. В администрации работали преимущественно те, кто вырастал с фирмой.





Кроме воскресных дней и двунадесятых праздников (в соответствии с постановлением городской думы), выходными были каждая суббота, 9 дней на Пасху, по 3 дня на Новый год и судные дни, четыре дня на Суккот, по одному дню на Пурим и Тешебиов. Рабочий день длился с 8.00 до 18.00 с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. После назначения Израиля Маршака помощником заведующего и при его содействии, рабочий день был сокращен до 9 часов 40 минут.





Однако дисциплина была строгой. Действовала система штрафов. За курение в неположенном месте — 1 руб., столько же стоило хамство по отношению к служащим, а также появление на работе в нетрезвом виде. Во время рабочего дня знакомые или родственники не должны были наведываться к рабочим фабрики — можно было поплатиться рублем. Нарушение тишины (в рабочее время нельзя было вставать с места, подходить к другим, поднимать шум) обходилось рабочему в 75 копеек. Опоздание на 10—30 минут стоило 30 копеек, а к половине рабочего дня — 50 копеек.






Заработок зависел от того, как давно и кем работал на фабрике рабочий. В различные времена суммы составляли от 3 до 10 рублей (для сравнения: в 1905 году 1 фунт говядины на Бессарабке стоил 20 копеек.

Закончив работу, мастер обязательно должен был сдать остатки полученного материала, изделие, которое изготавливал, рабочую рубашку и нарукавники, а руки вымыть с мылом в специальной посудине, чтобы «смыть» драгоценную пыль и стружку, которые потом переплавлялись и опять шли в дело.







Маршака могут добрым словом помянуть современные феминистки: он был первым предпринимателем, который доверил филигранный труд ювелира женщинам, выполнявшим кропотливую ручную работу по изготовлению тоненьких цепочек, шлифовке изделий.





На предприятии Маршака использовался и детский труд (рабочий день для несовершеннолетних заканчивался на три часа раньше, чтобы дети могли посещать школу). Немало земляков обращалось к Маршаку с просьбой «взять в науку» сына или дочку. За время работы фирма вывела в люди более 300 учеников. Фабрика была практической школой для молодых ювелиров. Были и такие, кто с легкой руки учителя организовали свое дело (в 1906 году Бриль и Гершман открыли фабрику на углу Крещатика и Прорезной).






2 мая 1913 года в честь 35-летнего юбилея фабрики рабочие поднесли хозяину коллективно выполненный серебряный поднос, по краям которого были вычеканены рабочие инструменты и вигравированы инициалы каждого мастера. Сам Иосиф Абрамович по случаю праздника пожертвовал 5000 рублей в фонд обеспечения быта старых мастеров фирмы на случай потери ими работоспособности. А главное — открыл при фабрике ремесленную школу, взяв на себя расходы по содержанию. В тот же день на общественные пожертвования был открыт фонд на обустройство школьных мастерских. Состоялось и открытие образовательной школы для евреев «Хедер».





В 1913 году, во время визита Царя Николая II в Киев, по случаю празднования 300-летия дома Романовых, все официальные подарки, преподнесенные Государю, были изготовлены в мастерских Иосифа Маршака и имели его клеймо. Приходит период всеобщего признания Мастера, начинавшего свой путь с нуля и дошедшего до самой вершины, где его скоро принялись величать «Киевским Картье», а также неоспоримым соперником знаменитого Фаберже.
В июле 1918 года Иосиф Маршак составил завещание, в котором распределил капитал между своими детьми, назначил выплаты помощи мастерам и служащим, выделил средства для содержания школы и училища при фабрике, позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме. Созданная при фабрике ремесленная школа должна была называться именами учредителя и его жены.






Но это завещание осталось невыполненным.
В то же год Фабрику национализировали, а большинство драгоценностей переплавили… Во время революции семья Маршака, унося под своими одеждами остатки творений Иосифа, покидает Россию.

Их принимает один из пяти его сыновей, Иохим, обосновавшийся уже в то время в Париже. Дальше следует история большой известности и славы салона Маршак, но уже вне нашей страны.

Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)
Блог Оченьдаже
add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Tags: Камни, Мех, Ювелирные украшения
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →