ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Невероятные приключения рок-н-ролла в России





Рок-н-ролл появился в США в середине 50-х. Но сейчас, когда сам жанр уже начал угасать, в России ему дали второе рождение – акробатический рок-н-ролл. И наша страна не только развила этот вид спорта, но и уверенно лидирует в нем.

К слову, это не удивительно, ведь у нас очень сильная школа художественной гимнастики. А самые сложные элементы этого спортивного танца, очевидно, взяты именно оттуда. Так что ситуация получается почти как с рэпом. Придумали его темнокожие, а самый лучший рэпер сейчас – белый. Еще несколько подобных примеров из истории как раз приводятся в статье ниже.


***

У России с рок-н-роллом – особые отношения. Эпоха его расцвета прошла для советских людей за железным занавесом – пока США и остальной мир сходили с ума от Элвиса Пресли и Чака Берри, до Москвы случайным образом долетел лишь твист, да и тот по оттепели. Однако сегодня старый добрый рок-н-ролл берет реванш у времени, добирая упущенное в России.

Рок-н-ролл в свое время совершил настоящую революцию у себя на родине – в США. Родившись на стыке негритянской и "белой" музыкальной культуры, в середине 1950-х он стал настоящим вызовом системе, буквально перевернув с ног на голову привычный мир и устои. Дух свободы и бунтарства, содержавшийся в нем, оказал огромное влияние на западную культуру и в итоге привел к знаменитой триаде "секс – наркотики – рок-н-ролл".

Безусловно, все эти ценности были глубоко чужды советскому человеку, занятому в то время строительством коммунизма и борьбой с космополитизмом, поэтому от рок-н-ролла СССР достался относительно безобидный твист, и кратковременное явление стиляг. На фоне бушующей за железным занавесом эпидемии это можно было считать профилактической прививкой. Затем хрущевская оттепель кончилась, а с нею – тлетворное влияние музыки Запада, и все вернулось на круги своя. На память о том, что это вообще было, осталось популярное нынче видео выступления моисеевского ансамбля:






Вторую попытку покорить русскую публику рок-н-ролл предпринял в 80-е на волне возрождения жанра. Тогда в Великобритании, Нидерландах и ряде других стран снова возник интерес к оригинальному жанру – а в СССР как раз началась перестройка, и рок-н-ролл обосновался на советской эстраде. Группа "Браво", бит-квартет "Секрет" и "Зоопарк" стали первыми ласточками неорокабилли, фактически основавшими отечественный жанр.






Наконец-то рок-н-ролл почувствовал себя в своей тарелке и вплоть до начала 90-х пускал в СССР первые побеги. Как говорится, лучше поздно, чем слишком поздно. Бунтарского в советском рок-н-ролле было немного: будучи официально разрешенным, он не покушался прямо на разрушение устоев. Однако на фоне традиционной советской эстрады выглядел революционно и оказался максимально востребованным эпохой.

Возможно, дело было в том, что даже из дистиллированного советского рок-н-ролла никуда не делся дух свободы, и можно даже сказать, что и он косвенно подтачивал режим, выступая в роли культурного моста между Советским Союзом и Западом. Хотя тут историки могут и поспорить – в конце концов, знаменитой стала фраза "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь", а вот про рок-н-ролл такой поговорки не существует.





В 90-е рок-н-ролл в России не то чтобы умер, скорее передал дела русскому року и отошел на второй план. Но лишь для того, чтобы снова вернуться – на этот раз уже с триумфом.

В середине нулевых происходит третье пришествие рок-н-ролла в Россию. Набирают популярность соответствующие тематические вечеринки, концерты прародителей жанра (например, Чака Берри) собирают аншлаги в Москве, открываются целые бары и клубы, оформленные в соответствии с жанром. Спрос на него растет, крепнет и оформляется в 2008 году выходом на экраны фильма-мюзикла "Стиляги", посвященного одноименному движению 50-х. Фильм Валерия Тодоровского, с одной стороны, лег на благодатную почву и имел успех в прокате, с другой – спровоцировал дополнительный интерес к рок-н-ролльной культуре.






Третья волна не породила новых звезд на отечественной сцене, зато сильно популяризировала саму рок-н-ролльную культуру среди населения. Можно сказать, что именно в нулевые она из андеграундной стала по-настоящему массовой. Элементы стиля 50-х снова вошли в моду – все эти очки в толстой оправе, зализанные прически, кожаные куртки и брюки-дудочки, юбки-колокольчики... Но главным направлением рок-н-ролльного прорыва стали разнообразные танцы, и теперь практически в каждой уважающей себя танцевальной школе есть класс по твисту, буги-вуги, линди хопу или свингу.

Особняком стоит акробатический рок-н-ролл, в котором Россия, как ни странно, добилась наиболее заметного успеха. Изначальный танец 50-х, построенный на импровизации, экспрессии и нарочитой небрежности по отношению к партнерше, в 70-е годы трансформировался в полноценный вид спорта – с высоким темпом, акробатикой, сложнейшими элементами и без тени пренебрежения к женщинам.

Несмотря на существенное отставание от остального мира (в России этот спорт начал формироваться в конце 80-х, а окончательно встал на ноги лишь к третьей волне), именно российские танцоры являются признанными мировыми лидерами в этом виде спорта. Только Ольга Сбитнева и Иван Юдин пять раз становились чемпионами мира, а на недавнем чемпионате мира в немецком Фленсбурге российские команды ни в одной из категории не уехали без медалей.





Этот вид спорта в России популярен как никогда прежде: по данным Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла, серьезно им занимаются в 43 российских регионах. Наиболее крупные центры сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Калининграде, а каждый год в России проходит с десяток крупных соревнований по данной дисциплине.




Занятно, что один из самых известных американских жанров лучше всех в мире освоили танцоры из России. Учитывая нынешние прохладные отношения между нашими странами, в этом можно даже усмотреть некую иронию судьбы, хотя на самом деле подобные трансатлантические примеры в спорте не редкость. В шотландском гольфе вот уже много лет господствуют американцы, а английский, по сути, футбол очень даже прижился в далекой Бразилии.

На полноценную адаптацию в России рок-н-роллу потребовалось 60 лет и три полноценных захода. Во время первого он посеял семена, во второй – пустил корни, а заплодоносил лишь с третьего раза. Но ведь только так и могло быть: как известно, русские долго запрягают, зато потом быстро едут. Фильм "Стиляги", массовое проникновение рокабилли-культуры в конце нулевых и одна из сильнейших школ акробатического рок-н-ролла – яркий тому пример.



Прямая ссылка на статью


Subscribe
promo ochendaje сентябрь 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →