ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Тюмень. Сибирское чудо.



Да, дома рождаются и умирают, совсем как люди. И, как люди, они нуждаются в любви, заботе, внимании. Наши предки знали эту простую истину. Именно поэтому на тюменские дома, созданные с любовью, можно смотреть часами и не уставать, а только поражаться мастерству и искусности умельцев.





Взгляните на красоту, которая кроется не только в богатстве мотивов резьбы, но и в гармоничном сочетании совсем простых по форме наличников.




Тюменские деревянные дома стоит показывать тем, кто считает, что сруб — это три окошка и шесть на шесть метров.  Здесь же запросто строят дома вдвое, втрое и в пятеро больше вышеназванных размеров. А иногда встречаются и деревянные дома в 150 квадратных метров. Шесть на шесть двухметровых окон! Представляете?



Особенное значение в декоре зданий придавалось украшению окон. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов дома, именно наличник в этом отношении является наиболее значимым.




Основным материалом для украшения наличников было дерево. Из него строили дома, им же и украшали. Использование деревянной резьбы в декоре домов стало широко применяться в России со второй половины XIX века. К концу XIX — началу XX века в Сибири сложились три центра монументально-декоративной резьбы по дереву: в Тюмени, Томске, Иркутске.





В Тюмени этот вид художественного ремесла возник раньше. Преобладающими видами в тюменской домовой резьбе являются глухая и объемная, меньшее распространение получила пропильная резьба.





Как по глазам человека, их выразительности мы судим о человеке, так и наличники деревянного дома во многом определяют его облик. Сам термин «наличник» на Руси начинает использоваться уже с XV века. Однако только в XIX веке, с расцветом домовой резьбы, он приобретает особенную архитектурно-декоративную ценность в украшении всего здания.




Появление пропильной резьбы относят к концу XVIII века, когда в крестьянском хозяйстве стала использоваться пила, основное орудие для ее изготовления. Выпиленная на доске и имеющая сквозные отверстия пропильная резьба имеет два вида: она либо составляет единое целое с фоном доски, либо воспринимается на просвет, обретая эффект прозрачности.





Наличник состоит из надоконной, венчающей его части, несущих, зрительно поддерживающих венчающую часть пилястр, в народе их называют иногда полотенцами, и нижней, подоконной, последняя в сибирской традиции значительно увеличена и представляет собой большой прямоугольный щит. Составной частью наличника являются также ставни.





Для наименования конструктивных элементов наличника используют много названий. Они характеризуют его как целостную и независимую от архитектуры здания структуру, имеющую самостоятельное образнохудожественное и символическое истолкование, как и сам дом.





Так, у наличника, как и у дома, выделяют: фронтон, карниз, фриз, консоль и другие конструктивные части. Как и дом, наличник отражает представления человека о строении Вселенной.





Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин. К наиболее древнему типу наличников относятся валютные с гладким полем навершия и слаборазвитой подоконной доской, в более скромном виде повторяющей мотив верхней его части. К концу XIX века на первый план выходит декоративность наличника, в связи с этим усложняются и увеличиваются в размерах верхняя и нижняя его части, боковины. Поверхность навершия становится плоскостью, где размещаются резные панно, то же происходит и с подоконной доской, которая также становится местом размещения декора.





Часто фасады одного дома украшали разными наличниками: на главном фасаде располагали самые красивые, на боковом — скромнее и на дворовом — простые с меньшим количеством резных деталей.





Визитной карточкой тюменского купеческого дома является объемная «иконостасная» резьба. Тюменские мастера — «сницари» еще с XVII столетия славились изготовлением резных иконостасов на Урале и Сибири. В дальнейшем элементы иконостаса вышли на улицы Тюмени в виде резных цветочно-плодовых гирлянд и виноградной лозы.





Среди декоративных элементов объемной резьбы, украшающих наличники одного из тюменских домов, присутствует изображение шишки. Вероятно, этот мотив появился под влиянием сибирской (северной) природы и орнаментов коренных народов края. Однако мотив шишки, как и виноградной лозы, используется как один из элементов декора деревянных иконостасов, встречается он и в заставках христианских книг.






Все детали будущей композиции, выполненные в технике объемной резьбы, изготавливаются мастером по отдельности, тщательно моделируются и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набиваются на доску-основу.





Особую красоту такой резьбе придает ее разновысокость: в пределах одной подоконной доски есть самая выпуклая точка, оторванная от фона сантиметров на пятнадцать, а то и больше, и самая низкая, приближенная к фону. Эта подвижность рельефа и обогащает игру светотени — то полупрозрачной, то густой, насыщенной.









Декор самых богатых особняков города связан с барочно-ренессансной резьбой. Ее особенность проявляется в более утонченном характере скульптурной орнаментации. В наличниках, выполненных в такой технике, чаще используется арочная форма очелий, а подоконная доска приобретает фигурный силуэт.









Как правило, наличники с объемной резьбой вводились в композицию фасадов сравнительно крупных зданий. Производство объемной деревянной резьбы стоило дорого. И, чем сложнее резные украшения, тем состоятельнее заказчики. Наличие объемного декора дома было одним из способов утвердить свое положение в обществе.









Используемые в декоре изображения не случайны, они несут в себе определенную информацию, и по отдельности, и в сочетании друг с другом способны рассказать о многом посвященному в тайны их значения.





Широкое распространение в тюменской домовой резьбе имеет геометрический орнамент — круг, крест, квадрат и ромб. Все эти знаки весьма архаичны. Время их появления можно отнести к периоду каменного века.




Круг или полукруг являются обозначением солнца, ромб — земли. Прямые вертикальные или волнистые линии обозначают дождь. Многозначно изображения креста - символа жизни, огня.




Преобладающим в тюменских наличниках является растительный орнамент, тесно связанный с представлениями о земле. Травы, цветы, кусты и деревья в старину назывались волосами земли.





Основными элементами растительного орнамента в декоре наличников являются: стилизованный завивающийся стебель с завитками, листья крины (древнерусской лилии), пальметтовидные листья, плоды, ветвь с пышными листьями, цветы, гроздья виноградной лозы, пальметты и цветущие растения в вазоне. Растительные композиции, составленные на основе этих мотивов, несут в себе идею плодородия и процветания.





Особенностью объёмной резьбы можно назвать наличие «пустого поля» — мест на наличнике совершенно незаполненных резьбой или рисунком. Если наличник выполняется в технике пропильной резьбы — таких мест нет и быть не может, поэтому наличник получается более легкий и воздушный. Здесь же он наоборот — тяжелый, доминирующий над остальной стеной.





Ещё одной особенностью Тюменских наличников можно назвать украшение нижней части наличники — под окном. Хотя этот элемент украшения встречается и в других городах, но здесь он более распространен, что и позволяет говорить о вытянутой форме наличника, при вполне обычных пропорциях собственно окна.





Сибирь - край, полный чудес. Главное - уметь их увидеть.




Tags: Дерево, Россия, Этника
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →