ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Маленькая проекция жизни в стране



Сначала на глаза попалась гифка, с изображением Пиннокио с растущим носом и головой в форме одной из башен Кремля. Потом эта же картинка на одной из стен, кажется, Москвы. Оказывается и то, и другое - работа одного автора. Достаточно редкое сочетание - уличный художник и аниматор. Но тем ведь и интереснее.





Стас Добрый — московский уличный художник. Создает остроумные минималистичные работы.




Когда смотришь на рисунки Стаса, создается впечатление, что их сделал сам город, окружающая обстановка и проходящие мимо люди, а художник только помог им материализоваться на стене — настолько органично и уместно они выглядят в реалиях большого города. Редкое для российских уличных художников качество – умение работать с контекстом и с окружающей средой — которым за годы своей деятельности овладел Стас.




Он рисует на улице уже более десяти лет. По образованию он — инженер, но сейчас работает мультипликатором в одной из московских студий. Его вдохновляют графика Матисса, иллюстрации Диего Риверы, произведения Пикассо и Гогена. Но самым главным источником вдохновения для Стаса является город: его улицы, стены, люди. Мы решили поговорить с художником о его творчестве, увлечении мультипликацией, об уличном искусстве в целом и о ситуации в Москве в частности.





Это был 2001-й год. Мой отец, по профессии художник-оформитель, работал тогда в храме, занимался росписью стен. Вместо сусального золота они использовали спрей Fiesta «под золото». И однажды отец принес мне баллончик. Не знаю, о чем он думал, когда мне его отдал. Теперь, когда он мне говорит: «Сын, ну зачем ты этой дрянью занимаешься?», я ему всегда отвечаю, что он сам дал мне баллончик, даже из церкви его принес.




Сознательно я начал рисовать только год спустя. Мы с другом решили, что хотим рисовать граффити, хотя ничего про него не знали. Купили пару банок Abro в автомагазине и просто пошли рисовать.




Это довольно смешно, но я начал в 2002-м году как раз с персонажей. Постепенно познакомился с другими граффитчиками из своего района, и они мне объяснили, что такое «граффити», «тег», «крю» и так далее, и я тоже начал рисовать шрифты. Но я всегда тяготел к персонажам и передаче каких-то идей в рисунках, так что это впоследствии взяло верх.




Формирование того стиля, к которому я пришел сейчас, началось в 2009-м году. Я тогда переехал в другой район Москвы и начал утрачивать связь с ребятами, с которыми рисовал до этого. Тогда же встретил свою будущую жену: у нее были друзья, которые к граффити не имели никакого отношения. В том же году мы с ней съездили в Берлин. Я первый раз побывал в Европе, и это, конечно, очень сильно на меня повлияло.




У меня изменилось ощущение улицы: она больше не казалась мне враждебной. В Европе рисунки на улицах – это что-то органичное, вписывающееся в городской ландшафт. В следующем году я познакомился с Женей 0331с, и это тоже сильно повлияло на мое самоопределение как уличного художника. Я много путешествовал, и каждый новый город, каждая новая страна вносили что-то новое в мою картину мира, и в итоге я пришел к тому, что есть сейчас.




Стиль творчества рождается не от каких-то изысканий на стене или на бумаге, скорее — это отражение личности человека и его стремлений. Я создаю простые рисунки, сделанные в один-два цвета. Для меня они отражают какую-то атмосферу города, быстротечную и постоянно меняющуюся. Смысл и эмоции в работах — всегда разные, в зависимости от моего собственного настроения. Для меня рисунки на стенах — это инструмент. Иногда это — кисточка, иногда — молоток, иногда — кувалда. Я надеюсь, что в скором времени анимация станет моим новым инструментом: она может точнее выражать меня и более понятна людям.




Когда два года назад я пошел учиться на мультипликатора, мне казалось, что это очень крутое занятие. И это действительно так, но, если ты не зануда, то анимация не для тебя. Нужно обладать огромным терпением и усидчивостью, чтобы часами сидеть, делать по кадру и только в самом конце рабочего дня прокрутить все и понять, что день прошел не зря: ты сделал пять секунд анимации. Сейчас я работаю над мультипликационными сериалами. Хочу уточнить, что я не рисую, а «оживляю» уже нарисованных персонажей посредством движения.




Анимация для меня — ремесло. Я хочу поднимать свой уровень мастерства, профессионализма. Пока это выглядит, как длинная лестница, по которой я прошел всего  пару ступенек. Мне очень нравится наш советский режиссер Федор Савельевич Хитрук, и я очень рад, что у меня сейчас есть возможность учиться у его учеников.




Все это — длительные процессы. Я не считаю, что мультипликация — противовес уличному творчеству. Уличное искусство для меня сейчас как символический алфавит, над которым я долго работал. Нужно время, чтобы люди к нему привыкли. После этого я постараюсь символы сложить в слова, а слова в предложения.



Когда столько лет живешь в одном городе, то какие-то вещи становятся очевидными. Всегда можно с какой-то степенью вероятности сказать, как долго сможет пробыть рисунок на стене, которую ты выбираешь. Я рисую не так много, но научился замечать закономерности в городе.
Например, сейчас я часто рисую на стенах недалеко от своей работы, которые закрашивают с периодичностью раз в неделю. Для меня это уже ритуал: я рисую — они закрашивают.




Только я рисую за пять минут, а они закрашивают за десять, и я остаюсь в плюсе. С этой точки зрения получается, что белые стены — это не всегда плохо, это просто очередная возможность. Если получится плохо, тебя закрасят, если хорошо, тебя все равно закрасят, но кто-то оценит. При этом количество людей, которые увидят мои рисунки, очень большое. И оно увеличивается, потому что им становится интересно, потому что это — как игра, как сериал.




Раньше я работал в основном по ночам, но сейчас почти всегда рисую днем. Был у меня один неудачный опыт ночного рисования, который послужил хорошим толчком для меня. Все вышло очень наглядно, как у Рокки Бальбоа в конце боя. Надо всегда анализировать, что с тобой происходит, почему это происходит и куда двигаться дальше. После этого я понял, что все-таки хочу рисовать не только для себя, для атмосферы, но и для людей. А если для людей, то надо рисовать днем при этих самых людях, чтобы они тебя видели, а ты видел их.




Для меня сейчас рисование днем — это уже исследование. В 2009-м году я закончил обучение в институте, стал работать по профессии, инженером. График был как у всех: пять через два, с девяти до шести. И я стал понимать, что на рисунки остается очень мало времени, а оставлять для них только выходные было бы явным шагом назад — тогда лучше вообще не рисовать. И я решил, что надо заниматься всем параллельно. Идешь на работу — рисуешь, идешь на обед — рисуешь, идешь с работы — рисуешь.




Я думаю, появится что-то новое, тоже интересное, на что мы переключим наше внимание. Вполне возможно, что это будет связано с урбанистикой, улучшением городов и прочими подобными инициативами. Сейчас весь этот мурализм, который происходит в Москве, это — как цветастые шарики, которые клоуны вертят в руках, развлекая публику. Но я в этом слышу только звон монет, и ничего в этом плохого в общем-то нет. Работа художников должна оплачиваться. Другой вопрос, что у нас очень много декораторов, а вот художников мало.




Я думаю, что Художник с большой буквы, он — как наконечник стрелы. Древко — это желание людей, а он просто наиболее точно, резко, веско его выражает. Это — всегда какая-то жертвенность, и обычно затрагивает все слои.




Только перемены в жизни способны что-то менять в человеке, что-то открывать в нем. Сейчас у нас период, когда все затягивается в какую-то трясину, и это не очень хорошо. Уличное искусство — это маленькая проекция жизни в стране. Все, что происходит в стране, так или иначе выливается на стены. Это — зависимость. Глупо ее не видеть или отрицать. Искусство, которое не имеет весомых социальных пластов — декоративное искусство, и всегда будет искусством только наполовину.




Автор за работой:






Использованы выдержки из вот этого интервью


Tags: Россия, Стрит-арт
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments