ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Запретили выходить из отеля!



Стало окончательно понятно, что 1939-й год не за горами. Началось все еще накануне, при попытке арендовать мопед у одного из местных, вяло растущего на придорожной доске. "Откуда? - Россия", на этих словах он неодобрительно покачал головой и отвернулся. Очевидно, что движение на Бали затруднено, но какое отношение к этому имеет наше происхождение?


Первое, что приходит в голову, когда думаешь о праздновании Нового Года, - это громкая музыка, свет, вечеринки, толпы на улице - вот это всё...  И лишь в одной точке мира все пошло не так!






Бали - безумно популярный курорт среди русских, но на главный национальный праздник Ньепи - попадают немногие.

Собственно,  и мы бы пропустили, если бы не сервис, помогающий разобраться, какие праздники и события состоятся вокруг маршрута вашего путешествия. Если планируете поездку в ближайшее время, обязательно потратьте пару минут - просто пробегитесь по меню Travel Calendar. Нам это помогло отлично доработать маршрут путешествия, когда планы начали пробуксовывать.

По большому счету, сайтов, обязательных к проверке перед поездкой всего парочка и Travel-календарь обязательно станет одним из них. Без него, мы до последнего были бы уверены, что жители острова столь бурно отмечают 8-е марта.




Здешний Новый год – это, наверное, самый непраздничный праздник в мире. Дело в том, что по понятиям индуизма мироздание развивается циклично, а поскольку вселенная начинается с “абсолютного Ничто”, то начало нового года должно быть максимально безмятежным и лишенным всякого рода активности. Жизнерадостные и подвижные жители Бали в этот день сдерживают себя во всем.

Ньепи (или Ниепи) — балийский Новый год, который исчисляется по балинезийскому лунному календарю Çaka (Saka), берущему свои корни из эры Шаливахана в Индии. Летоисчисление у них тоже свое собственное - в этом году на острове торжественно наступил 1938 год.

Ньепи — это время для глубокой медитации, строгого самоконтроля “тапабрата” и молитвы. Все истинно верующие должны соблюдать четыре главных правила: “брата амати гени” — никакого света или огня, “амати карья”— никакой работы, “амати лелунган” — никаких путешествий и “амати леланган” — никаких плотских желаний.





Но поскольку балинезийцы просто не могут без веселья, шума и театральности, то ограничения и строгости Ньепи компенсируются множеством предпраздничных и постпраздничных ритуалов.

Балийский Новый год не привязан к конкретной дате — он выпадает на разные дни в зависимости от фазы луны. Например, в этом году праздник случился 9 марта. Но, как в России, главное веселье происходит не в первый день нового года, а накануне.  Если Ньепи – это «день тишины», то предшествующий ему Пангрупукан – «день шума и веселья».






Немного разобравшись с традициями Бали, встречать Ньепи мы решили в Убуде. Этот городок в глубине острова считается культурной столицей Бали. В общем, как Питер, только без Боярского и плохой погоды. Зато именно тут — самые лучшие на острове художники, столяры, резчики по дереву. А значит, лучших в мире чудовищ выпускают тоже здесь!






За день до Ньепи, ровно в полдень, начинается церемония “тавур кесанга”, или изгнание злых духов. Так как на Бали религии причудливо переплетены между собой, то официальную часть обряда ведут сразу три священника: представитель буддизма, шиваизма и местной религии Сенггухуна. Под звон бамбуковых колокольчиков распеваются священные тексты, играет ни на что не похожий индонезийский оркестр гамелан.

Вернувшись из храма домой, балинезийцы подкармливают и злых духов тоже — чтобы не обижали. Корзинки с дарами сооружают на улице, чтобы подношение лежало перед воротами дома. Считается, что дух возьмет его и не полезет в дом, не станет искать пищи там. Подобные дымящиеся подарочки собирают буквально перед каждым жилищем, причем зачастую на проезжей части.





Для тех, кто не клюнул на приманку и полез в дом, проводят «зачистку»: члены семьи и их друзья безжалостно стучат по кастрюлям и сковородкам и нарочито истошно вопят. Духи ненавидят не только громкие звуки, но и огонь, поэтому экзорцисты зажигают свечи, факелы и бенгальские огни и обходят с ними жилище. Ритуал изгнания из дома недобрых сил носит труднопроизносимое название “нгерупук”.






С государственной точки зрения, затраты на маленькие ежедневные корзиночки для богов столь необходимы, что даже включены в местную потребительскую корзину. Существует список, в котором прописаны минимальные подношения богам, жизненно важные для каждого жителя острова: столько-то ароматических палочек, столько корзинок, определенное количество фруктов. Как к богам попадают продукты не очень понятно, но всюду шныряющие курицы не слишком уважительно норовят подъесть святое.





Днем, до заката солнца, жители собираются на главных улицах и молятся. Молитву повторяют за главным монахом, который ведет проповедь. Вокруг него собираются прихожане храма, которые тоже читают молитву, поют песни, делают подношения к главному алтарю.






Во время богослужения балийцы читают одну особенную молитву с лепестками цветов. Человек берет лепесток, складывает руки у лба и читает молитву, затем лепесток кладет за ухо и так молитва произносится  три раза. После этого проходит священник и всех обрызгивает святой водой. Затем они опять молятся, после чего священник проносит мокрый рис в чаше, каждый житель берет щепотку и лепит ее себе на лоб, сыпет чуть-чуть на голову, на грудь и за уши. Если рис остался в руке его просто выбрасывают на пол.






В этот же день проходит фестиваль чудищ Ого-Ого. В целях избавления от недобрых сил в городе устраивают особую процессию, сродни карнавальной.

На улицах острова появляются тысячи огромных кукол в виде монстров, а сами балийцы вопят, бьют в барабаны, взрывают петарды и носятся туда-сюда с горящими факелами. Суть этого жуткого, но симпатичного ритуала в том, чтобы напугать злых духов. А куда им прятаться от испуга? Естественно, в куклы чудовищ, на которых, как верят балийцы, они так похожи! А когда все злые твари заберутся в кукол, с ними жестоко расправляются…




С точки зрения зрелищности - парад Ого-ого - кульминация происходящего и попытка воплотить разнообразие злых духов на Земле. В создании этих чучел участвуют все жители острова, во всех городах и деревнях.

Вечером накануне Нового года, когда начинает темнеть, специально подобранные бригады местных поднимают этих чудищ и носят по главной улице. "Так мы их оживляем, — А потом мы их убиваем", причем в ритуале участвуют все, от мала до велика. Детям просто достаются исчадия поменьше и попенопластовей.




В целом, у монстров — все как у людей: именно между этими «оживляем» и «убиваем» и происходит самое интересное!

Каждый ого-ого установлен на специальной бамбуковой раме, в которую «впрягаются» носильщики. Причем демонов мужского пола несут мальчики или молодые люди постарше, а демониц – девочки.






Рождается каждое чудище руками местных умельцев. Каркас обычно делается из бамбука, а сверху вся конструкция облепляется пенопластом, пеной или еще каким папье-маше. Затем ого-ого раскрашивается, обзаводится волосами, зубами и обязательно когтями. В результате получаются настоящие скульптуры – пропорциональные, красивые и очень страшные. В общем, остается только подивиться, насколько балийцы эстетически развитый народ с растущими откуда надо руками.






Тела сатанинских тварей продуманы со всеми подробностями, даже гениталии не упустили, что уж говорить о повсеместном изображении женской груди, неизбежно подталкивающем к мысли о происхождении зла.


Отдельный аттракцион заключается в том, что громадные чучела нужно протащить под низко болтающимися проводами. Делают это, проявляя командный дух, под вздохи зрителей, ловко орудуя специальными бамбуковыми палками.

Природная ловкость балийцев ничуть не мешает периодически обрывать провода и погружать город в заслуженный блэк-аут.






Каждый вечер на протяжении пары недель накануне праздника над островом разносятся звуки барабана. Возомнивший себя знатоком местных понятий турист может подумать, что процесс изгнания духов начался, но все гораздо проще - они репетируют.






Две недели, чтоб идеально отыграть свои партии во время парада. Видели бы вы счастье музыкантов, когда их единоличный грохот сливается в прекрасный коллективный грохот с соплеменниками. И это не какая-то не какофония – это настоящая музыка, только исполняется она на одних барабанах.






По мере окончания парада, участники вместе с чучелами скапливаются на футбольном поле.






Ответственное лицо, скорее всего мэр города, торжественно высказался о традиции и пояснил, что для каждого из присутствующих - завтрашний день прекрасная возможность обнулить все предшествующее, как обнуляется все в природе. Совет хороший и уж точно не уступает по качеству говорящим головам в наших с вами телеприемниках.





С началом церемонии, на сцене балийцы в национальных костюмах стали демонстрировать сцены из эпосов – великие войны, ритуалы, даже любовь какую-то. У каждой группы жителей – свой небольшой спектакль, который завершался выносом огромного чудища и символической победой над ним. После этого монстра утаскивали по улицам городка, поливали водой, трепали, орали на него — в общем, всячески обижали.





Смысл, к сожалению, нам не всегда был понятен, но выглядит все это просто потрясающе. Видно, какой кайф от всего действа получают все главные участники – молодежь со своим ого-ого и их родители в качестве зрителей. В общем, настоящий праздник!






Ближе к концу вечеринки, по правилам хорошего тона полагается всей деревней пойти на кладбище да устроить пожар. В Убуде в этом году такого не происходило, возможно, по соображениям пожарной безопасности. Говорят, в деревнях поменьше сжигание монстрова практикуется и по сей день. В целом, можно начать отмечать Масленицу, а там, возможно, и местные подтянутся.






Разгорячившись, молодые люди переходят к наиболее болезненной части мероприятия. Дабы окончательно и бесповоротно изгнать злых духов из товарища идеально подходит устройство с открытым огнем, несколько напоминающее кадило. Устройством полагается зрелищно херачить товарища по спине. Если пары не нашлось можно просто заняться выдыханием огня, духов, как и туристов, это пугает ничуть не меньше.

С сожжением вообще все непонятно — после того, как все ого-ого со своими представлениями прошли мимо храма, народ стал расползаться домой, а молодежь веселой гурьбой потащила демонов в неизвестном направлении. Кое-где мы видели, как небольшие ого-ого народ затаскивает к себе во дворы и явно не собирается их жечь. Балийцы, с которыми удалось пообщаться на эту тему, говорят что особо удачные ого-ого теперь не сжигают, а вроде как даже продают.






После окончания торжеств, главное успеть заскочить в магазин. Ведь уже в шесть утра следующего дня наступает День Тишины. Гулять запрещено, на пляже загорать нельзя - за порядком следят специально обученные и заколдованные полицейские, которым злые духи не страшны. Зажигать свет тоже не разрешается.

На самом деле балийцы очень даже выходят из домов. Правда не дальше своего двора, т.е. за ворота они ни ногой. Поскольку у многих соседей дома прилегают друг к другу и сообщаются различными проходами, у балийцев есть возможность прогуляться друг к другу в гости. По сути, у нас в селах и деревнях, да даже дачных поселках, тоже дома рядом, и если бы мы в огородах сделали двери к соседям, то получилось бы то же самое.

Да, кстати, если соберетесь отметить Ньепи в будущем, вот удобный календарик.

2017 — Вторник, 28 марта (Год по балийскому календарю — 1939)
2018 — Суббота, 17 марта (Год по балийскому календарю — 1940)
2019 — Пятница, 7 марта (Год по балийскому календарю — 1941)
2020 — Среда, 23 марта (Год по балийскому календарю — 1942)
2021 — Воскресенье, 14 марта (Год по балийскому календарю — 1943)
2022 — Суббота, 3 марта (Год по балийскому календарю — 1944)
2023 — Среда, 22 марта (Год по балийскому календарю — 1945)
2024 — Понедельник, 11 марта (Год по балийскому календарю — 1946)
2025 — Суббота, 29 марта (Год по балийскому календарю — 1947)
2026 — Четверг, 19 марта (Год по балийскому календарю — 1948)
2027 — Понедельник, 08 марта (Год по балийскому календарю — 1949)
2028 — Воскресенье, 26 марта (Год по балийскому календарю — 1950)
2029 — Четверг, 15 марта (Год по балийскому календарю — 1951)
2030 — Вторник, 5 марта (Год по балийскому календарю — 1952)
2031 — Вторник, 24 марта (Год по балийскому календарю — 1953)





Впрочем, никакой он не удобный. Вряд ли вы сохраните этот пост в закладках до 2031 года и толково отметите не менее знаменательный балийский 1953. Так что позвольте еще пару важных слов сказать о Travel-календаре.

Система уже прекрасно помогает находить праздники, фестивали, ярмарки, парады, шоу, интересные события и развлечения на даты ваших путешествий по всему миру. Что там говорить, даже в процессе создания этого скриншота с сайта немедленно захотелось отправиться в Дубай.





Так же если вы пока не решили, куда ехать, имеет смысл порыскать по тематическим рубрикам:


Пользуйтесь! В жизни всегда есть место празднику, а разве каждое путешествие не превращается само собой в маленькую самостоятельную жизнь?

Главное, не заглядывайте в прошедшие даты. Что может быть обиднее, чем понимание, сколько интересного вы упустили.


Tags: Папье-маше, Репортаж, Этника, ЮВА
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →