ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Гости с юга


Согласитесь, подобную картину вы видели не раз. Но, в тоже время, наверняка, никогда не задумывались, сколько здесь можно увидеть фаллических символов? А ведь это только верхушка айсберга...............................................
Свою главную иллюзию Ганс Гольбейн–младший изобразит через шесть лет, в 1539, подсунув улучшенное изображение герцогини Анны Клевской её будущему супругу Генриху VIII.



Союз с протестантами Германии был нужен Англии, как воздух, и Томас Кромвель, могущественный лорд–канцлер королевства, лично расписывал патрону достоинства перспективной фройляйн.



Охочий до женских прелестей король, понимая важность момента, подмахнул брачный договор не глядя, неожиданно заполучив в жены не трепетную лань, а "здоровенную фламандскую кобылу". Стоит ли говорить, что ни советник, ни даже художник невесту живьём до свадьбы не видели, положившись на досужие слухи и чужие портреты.

В знак протеста взбешённый Генрих саботировал первую брачную ночь. Через полгода брак аннулировали, добросердечную Анну нарекли "возлюбленной сестрой короля", Гольбейна слегка пожурили, а Кромвелю отрубили голову. Такая вот поучительная история.

Зато смуглых парней в богатых одеждах, чьи на удивление современные лица украшают картину, художник честно рисовал с натуры. Но не французскими посланниками, рыцарем Жаном де Дентивилем (слева) и молодым епископом Жоржем де Сельве (справа), богата его самая знаменитая дубовая доска, размером с хороший обеденный стол.

Хотя неугомонные фрейдисты и им нашли применение: дескать, бойкий джентльмен в мохнатой жилетке не просто так держит ножик в направлении печального служителя культа. И уж совсем неспроста кончик чёрного футляра от лютни, лежащий на полу, указывает на его филейную часть. А целая связка продольных флейт! Кругом фаллические знаки!

Но не суть: помимо сексуального подтекста и фактурных драпировок интерьер картины буквально нашпигован таинственными "артефактами", относящими нас к миру конспирологии, нумерологии и прочих премудростей.



Тут их целая этажерка, нижний ряд которой заполнен символами земных интересов наших героев: в центре глобуса родовое гнездо Дентивиля — Пализи; учебник по математике, отличное пособие для торговцев, соседствует с духовными гимнами Мартина Лютера; порванная струна лютни — кивок в сторону нестабильности государственной власти; флейты уже упоминались выше.



Верхний же ярус отдан небесным, научным пристрастиям просвещённых дипломатов. Для того, чтобы достоверно изобразить всё это техническое великолепие (астрономический глобус, чилиндер, квадрант, многогранные солнечные часы и торкветум) художник позаимствовал реквизит у своего земляка и приятеля придворного астронома Николауса Кратцера.



Даже рисунок пола вовлечён в процесс: сочетание геометрических фигур символизирует элементы мироздания: огонь, воздух, воду, землю. Подобный пол в стиле "косматеско" есть и в Вестминстерском аббатстве, и в Сикстинской капелле.





И разумеется, всё действо протекает под зорким взглядом Христа с маленького распятия в левом верхнем углу.



Невольно вспоминается "Меланхолия" Альбрехта Дюрера такая же заумная и ещё более многослойная, полная намёков, скрытых цитат и подобных уровней, соответствующих многообразию человеческих притязаний. Но кое в чём Гольбейну удалось переплюнуть "первую скрипку" немецкого Возрождения: странный предмет в ногах у бородатых молодцов, при "косом" взгляде справа, превращается в зловещий череп. Порождая чудо анаморфоза и тревожные мысли о неизбежном. Memento mori — все там будем...



Говорят, анаморфоз придумал сам Леонардо да Винчи. С этим сложно поспорить, других, более ранних, свидетельств нет. Все эти зашифрованные, математически выверенные изображения родились из учения о линейной геометрической перспективе другого выдающегося флорентийца Филиппо Брунеллески, подарившего в начале XV века миру изобразительного искусства глубину и объём.

Эпоха Маньеризма и Барокко, пришедшая на смену Реннесансу, с её неудержимой тягой ко всему странному и причудливому, а временами и уродливому, не могла пройти мимо такого яркого явления.



Со временем к прямым анаморфным иллюзиям, возникающим при определённом угле зрения, добавились зеркальные, проявляющиеся в цилиндрических (конических, призматических и пирамидальных) зеркалах.



При этом цели создания тайных картинок могли быть различными: от желания автора поморализировать на темы бренности земного, до попыток сокрытия крамольного, магического или непристойного (вплоть до софт–порно и какающих крестьян). В любом случае, для художника это отличная возможность подчеркнуть уровень мастерства и пропиарить своё имя. До сих пор мы имеем удовольствие наблюдать отголоски тех поисков в объёмных 3D творениях уличных гениев и современных волшебников.







Как не странно, ставший автором хрестоматийного примера анаморфоза Ганс Гольбейн–младший больше никогда не обращался к скрытой реальности. Хочется спросить: зачем он вообще прилепил этот череп к картине и так перегруженной деталями?


Автор: September66
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)

Tags: Картины
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments