ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Исакий: скрытые цифры



Когда попадаешь внутрь, когда видишь как устроены коммуникации, артерии, жилы собора, понимаешь, что перед тобой организм, по сложности устройства сопоставимый с авианосцем. Это наше достояние, наше богатство, а ведь мы совсем не представляем многих его черт. Некоторые данные есть в википедии, но большинство цифр совершенно точно будут для вас новостью.







40 лет ушло на постройку одного из самых грандиозных сооружений Европы. Гигантская, казалось бы цифра, но когда видишь с изнаночной стороны, начинаешь вникать, как тут все устроено, становится понятно, что при всех современных технологиях и оборудовании, далеко не факт, что за такой срок справились бы сегодняшние строители. У собора существует лишь один аналог в мире, по сложности и конструкции купола - Капитолий. Его чертежи американцы тщательно берегут от наших рестовраторов.






Когда смотришь со стороны, не задумываешься,, что внутри этого огромного сооружения десятки и десятки километров кабеля, трубопроводов, системы контроля температы - всего того, без чего Собор просто не сможет жить. Одного оптоволокна тут проложено 15 000 метров. В этом месте, можно заметить, что раньше то обходились без всего этого - но надо понимать, что раньше и собор был новым. Когда его строили, никто не рассчитывал на эксплуатацию в течении столь длительного срока, тогда так просто не делали.






4 собора входит сегодня в состав одного из наиболее успешных музейных комплексов России "Исаакиевский собор". Успех не только в музейной деятельности, но и в том, что это единственный музей России, отказавшийся от государственных субсидий. Несколько лет назад, руководство музея взвесило свои силы и возможности и было принято решение самостоятельно зарабатывать на свое содержание и реставрацию.






540 служб проводится в сумме в соборах Музея ежегодно. Каждая полностью поддерживается, обслуживается и оплачивается из бюджета Музея.






От 50 до 80 миллионов рублей музей выплачивает сегодня Исакий в виде налогов ежегодно. Постройка собора финансировалась из государственного бюджета и народных пожертвований. Собор всегда оставался в собственности государства, церковникам было позволено только служить здесь. Попытки получить контроль над собором со стороны Синода начались сразу после освящения собора, но были присечены решением Императора. Всю историю собора, он принадлежал России..






12 часов - продолжительность рабочего дня работника музея. Цель ежегодно растущего дохода музея - он позволяет существенно увеличить скорость работы реставраторов. Кстати, это здесь, впервые на территории России был опробован режим работы музейного комплекса, который позже получил название "Ночь музеев".






17 категорий посетителей музея освобождены от оплаты билета. В музее постоянно ведутся бесплатные программы для посетителей с ограниченными возможностями. Отдельные занятия для студентов оплачиваются из бюджета. Православные паломники также освобождены от оплаты.






В музее существуют специально разработанные программы для слепых, которые проводят в выходной день музея - среду. В будний день поток народа огромен, могут и затолкать, так что сотрудники приняли решение о том, что они готовы принимать слепых в свой выходной день. Тут зародилась новая для музеев России программа "Увидеть храм руками".  Довольно большая программа для слабослышащих.






30 миллионов рублей музей потратил на то, что купил, привез и смонтировал итальянский лифт уникальной конструкции, позволяющий подняться на колоннаду инвалидам-колясочникам. Работники музея придумали уникальную программу, в большей степени ориентированную на малоподвижных детей "увидеть полет птиц перед носом".  Мальчики и девочки, от рождения не знающие радости передвижения собственными ногами, получили возможность подняться на красивейшую смотровую площадку города.






22 градуса - такая температура поддерживается для спасения мозаик основного пространства Исакиевского собора. Чтоб не отказывать верующим в традиции ставить свечи была продумано специальное решение - устанавливать свечницу во время службы на улице. Всю торговлю своим инструментарием церкви разрешается осуществлять на территории собора .






Та мозаика, что перед вами и большинство мозаик Спаса-на-Крови выполнено в мастерских Фролова. Целая династия, которая работала совершенно уникально. Действительно, сегодня можно все это увидеть глазами. После революции у них кончились заказы, которые были основой их работы. К счастью, в 30-х годах появились заказы Московского метрополитена. Все, что сделано в московском метро это подчерк той же знаменитой "Мастерской мозаичного искусства Фролова".  К сожалению, когда этот заказ закончился и старые мастера ушли - цепочка передачи знаний из рук в руки прервалась.






22 года (15 лет исследования и 7 лет практической работы) ушло на восстановление Царских Врат Спаса-на-Крови. Это 600 килограмм ювелирки - горячая эмаль по серебру, по меди, с позолотой...

Главный мастер этого процесса - Лариса Соломникова, которая практически возродила технологию горячей эмали на больших плоскостях согласилась остаться в рядах сотрудников музея и за символическую плату вести в Исаакиевском соборе мастер-классы для детей по азам эмальерного искусства.






Среди постоянного персонала музея несколько специальных мастерских: небольшая группа позолотчиков, работающая, в основном, на нужды Сампсониевского Собора. Камнерезная мастерская занимается постоянной заботой и протезированием тех или иных сколов и щербин каменных элементов.






В 1945-м году, сразу после войны началась предыдущая масштабнейшая реставрация Собора. Сейчас это сложно представить - мастера, сами то еще голодные, максимально старались использовать в работе материалы, которые были характерны для 19-го века, к примеру, осетровый клей.

Самое страшное для столь великих зданий, нагруженных таким количеством художественного убранства - они не терпят остановки обслуживания. Наибольший ущерб был нанесен Исакию во время войны только одним обстоятельством - его перестали отапливать.






4-ре из 4-х соборов музея Исакиевский собор желает получить в собственность РПЦ. Решение по одному собору, Смольному, городские власти уже приняли и он отойдет епархии. По Сампсониевскому собору пока идет обсуждение, но руководство музея не выступает особо против, так как на Выборгской сторое города действительно не хватает храмов, хоть и жаль сил, потраченных на реконструкцию практически руин. Менее месяца назад, появилась информация, что церковь пытается отобрать также и Спас-на-Крови и Исакий - соборы, которые государство никогда не выпускало из рук. Это будет означать конец музейной работы, хоты бы по причине ее полной неокупаемости.






3 200 000 туристов - именно столько музей принял за 2014-год. В этом году ожидается более высокая цифра, несмотря на общее падение количества туристов в Санкт-Петербурге.






500 000 000 рублей в год - примерно такая сумма через два-три года потребуется из городского бюджета на поддержание и реставрацию колоссальной постройки. Сейчас эта сумма полностью покрывается доходами музея.






40 человек - именно в такое количество оценил необходимый персонал для обслуживания Исаакиевского собора господин Чаплин. Как при этом будет вестись нынешняя серьезная научная историческая работа,  пропагандистская и педагогическая работа? Кто будет генерировать новые проекты и пионерские музейные программы, он также не стал уточнять. В настоящий момент этим занят коллектив из 400 сотрудников государственного музея, которых, соответственно, планируют уволить. Петицию на имя губернатора об отмене передачи собора РПЦ можно подписать здесь.


Опрос о том, кому должен принадлежать Исакий здесь.




promo ochendaje september 8, 2015 08:00 68
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments