ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Любовь художника


Их любовь была против и вопреки всяких правил. Она — графиня, красивая, статная, богатая наследница нескольких фамилий и эпатажная. Могла курить, явиться в мужском наряде, с неубранными волосами или сидеть на облучке вместе с кучером. Своенравная, эксцентричная и не знающая меры ни в эмоциях, ни в тратах. Была замужем несколько раз и ни один из этих браков не принадлежал ему..
Любовь и творчество Карла Брюллова: образ Юлии Самойловой в работах художника | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Искусство — это сублимация любви. Считается, что многие достижения человечества — это позитивно выраженная, перенаправленная энергия (в творчество, науку, изобретения), переполняющая человека, которая иначе привела бы его к нервному срыву (как минимум, или к социально неприемылимым действиям).
Давайте посмотрим, как сублимация любви выражалась на полотнах художников.
Интересный факт: До 1822 года Карл и Александр (брат, архитектор) Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
Всю жизнь он был влюблен в Юлию Павловну Самойлову.  Сохранились фрагменты переписки, которые говорят об их нежных чувствах. Но достаточно взглянуть на картины Карла Брюллова и все становится ясно. Она была его музой, его покровительницей и его жизнью. Юлия Павловна занимала почетное, если не главное место, в его мыслях и на картинах. Многие его женские образы, начиная с картин 1827 года (их знакомство), очень напоминают лицо и образ Самойловой.
Их любовь была против и вопреки всяких правил. Невозможно даже точно описать, что они чувствовали друг к другу. Она — графиня, красивая, статная, богатая наследница нескольких фамилий и эпатажная. Могла курить, явиться в наряде по мужскому подобию, с неубранными волосами или сидеть на облучке вместе с кучером. Своенравная, эксцентричная и не знающая меры ни в эмоциях, ни в тратах. Была замужем несколько раз и ни один из этих браков не принадлежал Карлу Брюллову.
Статная красавица и невысокий, с импозантной, но крупной головой, экспансивный Карл. Вместе странствовали по Италии. Судя по письмам, это было страстное чувство.
«Мой дружка Бришка...— писала она ему в письмах 1827г — Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
И позднее нежно подтверждала: «Дорогой мой друг, поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна... »
Карл отвечал горячей взаимностью. «Моя верная подруга», — нежно отзывался о ней Брюллов...
Если светская молва обвиняла Самойлову в ветрености, то Брюллов, воспевавший ее в своих картинах, тоже бывал непостоянен.
Характер отношений Самойловой и Брюллова по тем временам был беспрецедентен. На личную свободу друг друга никто из них не посягал.
Оттого о любовных шалостях близкого друга она спрашивала в пору разлуки: «Скажи мне, где живешь и кого любишь? ..»
Сама она тоже не скрывала свои любовные истории. И на расстоянии их отношения приобретали, так сказать, «романический» характер.
Портрет «Удаляющаяся с бала» оказался у Юлии в Милане намного позднее, уже после смерти Брюллова в 1852 году. Своего Карла графиня пережила на двадцать три года. Самойлова, несомненно, была покорена творениями «дорогого и оплакиваемого Бришки», как она его называла. Она считала того, «которого так любила и которым, так восхищалась... одним из величайших когда-либо существовавших гениев». Таковы её слова.



Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 (Незаконченная работа)

Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832—1834



Картина "Последний день Помпеи". 1830-1833. И фрагменты. Никого не узнаете?



На этой картине графиня изображения минимум три раза по официальным источникам — рядом с художником с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей.
Сам художник изображен с ящиком на голове, наполнненным художественными инструментами. И девушка с кувшином — Ю.П. Самойлова.

Вирсавия. 1832. Без комментариев о сходстве. И даже арапчонка мы уже встречали
Пожалуй, самая известная картина из всех посвящений Самойловой. Да, верхом изображена Джованина, по задумке картины. Но только ленивый не заметит явного сходства лиц воспитанницы и ее благодетельницы Самойловой.


Всадница (Портрет Джованнины и Амалии Пачини, приемных дочерей графини Ю.П.Самойловой). 1832

Итальянский полдень. 1827

Портрет М.А.Бек с дочерью (рожд. Столыпиной (1819-1889)) 1840

Итальянка, ожидающая ребенка. 1830




Портрет М.И.Алексеевой (рожд. Трофимовой(1818-1890)) 1837-1840
Работа редкая. Овальные портреты были сложны по исполнению. С огромным мастерством вписана фигура в овал. Искусством овального портрета блестяще владели Рокотов и Левицкий. Брюллов был достойным их продолжателем.


Бахчисарайский фонтан. 1849
Брюллов высоко ценил гений Пушкина. Краткость знакомства, продолжавшегося менее года, внезапная смерть поэта помешали запечатлеть Брюллову черты Пушкина. Глубоко скорбел художник о кончине поэта.
«Говорили о Пушкине, — Записал в свой дневник Мокрицкий, — он читал его стихотворения, восхищался каждой строкой, каждой мыслью знаменитого поэта... завидует его кончине... жалел, что отечественный климат не благоприятствует его здоровью.
В квартире Брюллова стоял на камине позолоченный бюст поэта, который впоследствии перешел во владение потомков его брата.
Закономерна была тема новой картины Брюллова «Бахчисарайский фонтан». Поэтичность и драматизм поэмы Пушкина привлекли художника. Картина явилась для Брюллова своего рода художественным памятником в честь погибшего поэта. Она была начата вскоре после кончины Пушкина. Работа Брюллова над «Бахчисарайским фонтаном» продолжалась несколько лет. В рабочих альбомах и листах мастера эскизы к «Бахчисарайскому фонтану» чередуются с набросками к портрету Витали, «Осаде Пскова», «Вознесению Богоматери» и др.
Брюллов изобравил гаремную жизнь «робких жен» Гирея, проводящих свой досуг за несложными забавами.
В поэме Пушкина Брюллов избрал не драматический момент столкновения Заремы с Марией, а описание безмятежной жизни полусонного гарема.
Под развесистыми деревьями, у бассейна, расположились молодые пленницы с детским любопытством наблюдая за плещущимися в воде рыбками.
Их радость умеряет недоверчивый взгляд евнуха, ревниво оберегающего честь Гирея.
Веселью «младых жен» противостоит тихая грусть Марии, одиноко сидящей на дальнем окошке. Ее легкий силуэт с низко опущенной головой светлым пятном рисуется на фоне пестрых их одежд.
Брюллов не сразу пришел к такому решению замысла. В раннем карандашном эскизе (ГРМ) он изобразил молодых женщин купающимися в бассейне. Марии еще не было.
Содержание композиции исчерпывалось показом красоты обнаженного тела. Стремясь ближе подойти к поэме, Пушкина, Брюллов, в последующих, эскизах не только ввел в композицию Марию, но усилил также своеобразие восточной сцены. Разрабатывая типаж в карандашных этюдах, он искал характерные образы восточных женщин. Национальный колорит внесли и одежды самых радужных расцветок.

Одалиска. не позже 1835


Продолжение следует...
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments