Около кирпичного завода писают двое. Мужчины стараются максимально аккуратно вывести струями мудрые мысли известных жителей этого города..
Pissing Men
Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Его семья была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать - реставратором. Прадед Черны работал вместе с чешским инженером и изобретателем Франтишеком Крижиком (Frantisek Krizik).
Эта скульптура была посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены в ноябре 1989 года уезжали в Прагу на своих "трабантах" и просили политического убежища в посольстве ФРГ.
Впоследствии эта скульптура была установлена у посольства Германии в Праге.
В 1990 году на месте памятнику Иосифа Сталина в Праге Черны установил инсталляцию в виде огромного черепа и костей.
Более ощутимую известность Черны принес его перфоманс в 1991 году: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке в районе Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов.
На крыше башни танка был установлен палец в виде всем известного жеста. По словам Давида Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма. Палец с танка потом убрали, а вот цвет оставили.
Впоследствии сам Черны заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34-85, который участвовал в операции по освобождению Праги, а не ИС-2, который в тех боях участия не принимал.
В 1992 году Черны переехал в Швейцарию. В 1994 году мать и дядя дали Черны денег на поезду в США, где сначала он полтора месяца жил у приятеля в Нью-Йорке. С 1994 по 1995 год Давид получал стипендию от Фонда Сороса на обучение и проживание в P.S.1 Contemporary Art Center, а c 1995 по 1996 год проходил обучение по независимой программе в музее Уитни (Whitney Museum), выставляя свои работы на художественных выставках.
Оформленный Давидом мост-тоннель для метро.
К 50-летию пражского театра Na Zábradlí Давид Черны сделал вот такой подарок.
Эмбрион
На стене здания, в котором располагается театр, появился эмбрион на пуповине. При этом пуповиной ему служит обычная водосточная труба на боку здания. По задумке автора, «Эмбрион» символизирует зарождение творчества. Несмотря на то, что эта скульптура абсолютно не противоречива и гармонично вписывается в облик здания, Черны все же подвергся волне критики.
Даже сами сотрудники театра разделились на два лагеря: тех, кто доволен подарком, и тех, кто хочет от него отказаться. Больше всего скульптуре рады туристы, так как после захода солнца она начинает мерцать приятным красноватым светом.
Конь, 1999.
По словам Черны, эта статуя символизировала политическое и экономическое фиаско правительства Чехии, приведшее к росту популярности Коммунистической партии Чехии и Моравии, чью деятельность Черны призывал запретить.
Гигантские младенцы были придуманы скульптором в 1994 г., когда он жил в Нью-Йорке, для музея современного искусства в Чикаго. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.
В 2000 году, когда Прага была объявлена одной из культурных столиц Европы, Давид Черны жил в пражском районе Жижков. Местные власти попросили его сделать что-нибудь для района. Так десять «негритят» появились на жижковской телебашне. Правда, на переговоры с властями ушло целых полтора года.
Зимой 2000-2001 года власти Праги приняли решение демонтировать фигуры младенцев, так как крепеж скульптур не был рассчитан на массу снега.
Но горожане успели полюбить телебашню в ее обновленном виде и встали на защиту "Младенцев".
Администрация Праги пошла навстречу жителям города и, после модернизации системы крепежа, "Младенцы" вернулись на башню.
2004 год - "Заключенные на Вацлавской площади". Чехия присоединилась к символической акции против нарушений прав человека на Кубе. В кадре сам Давид.
Подвешенный человек, 1996
Одной из основных версий замысла скульптора в данной работе является желание показать оторванность интелегенции от народа.
В 2005 году в Либерце появилась автобусная остановка, которую спроектировал Черны: она имела вид накрытого к обеду бронзового стола, под которым были расположены места для пассажиров.
На столе, среди кружек с пивом – голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации.
Занятия электротехникой впоследствии пригодились Черны для его произведений: в 2007 году он установил в Северной Каролине фонтан "Metalmorphosis" представляющий собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны мог управлять ей через интернет.
«Голова» эта состоит из множества горизонтальных пластин, объединенных в семь сегментов. Каждый из этих сегментов может крутиться с разной скоростью как по часовой стрелке, так и против нее. А за все эти передвижения отвечает специальная компьютерная программа, разработанная для управления скульптурой-фонтаном Metalmorphosis.
Всего лишь несколько раз в день все семь частей Metalmorphosis собираются в единое целое, в правильной формы человеческую голову, а потом снова расходятся каждая в свою сторону. Вода же льется изо «рта» это фигуры.
В первой половине 2009 года Чехия стала председателем в ЕС и согласно традиции разместила скульптуру изображающую Евросоюз в здании Евросовета в Брюсселе. Создать такую скульптуру правительство Чехии поручило Черны, причем контракт на 10 миллионов чешских крон подразумевал, что Давид будет делать ее не в одиночку, а соберет коллектив из 27 художников, скульпторов и творческих групп из различных стран Европейского содружества. Однако, позже выяснилось, что в создании скульптуры принимал участие только Черны и три его помощника.
Скульптура получила название "Entropa".
Ее объекты представляли собой изображения какого-либо национального стереотипа каждой из стран ЕС.
В частности, Нидерланды были показаны в виде торчащих из воды минаретов, Германия - в виде перекрестка автобанов, напоминающих свастику.
Болгарию олицетворяли турецкие унитазы.
Люксембург - кусок золота на продажу.
Румыния представлена в виде замка графа Дракулы.
А вот Бельгии повезло: коробка конфет - это далеко не худший вариант.
Размещение этой инсталляции вызвало дипломатический скандал: представителям правительства Чехии пришлось извиняться перед Болгарией и другими странами. Сам Черны заявлял, что является сторонником евроинтеграции и своей скульптурой лишь проверял чувство юмора. Источником вдохновения для "Entropa" Черны назвал произведения британской комик-группы "Монти Пайтон" (Monty Python).
Оформленный Давидом мост-тоннель для метро.
В прессе творчество Черны часто называли диссидентским и провокационным, однако сам скульптор заявлял, что никогда не провоцирует своим искусством и не является политическим активистом.
Хотя в своем творчестве Черны часто обращался к теме автомобилей (примером тому служат "Quo Vadis" и автомобиль на фасаде галереи Meet Factory), сам скульптор в интервью говорил, что отрицательно относится к личному автотранспорту в городах. Сам он предпочитал передвигаться по Праге на велосипеде и выступал с художественными инициативами по повышению безопасности велосипедистов.
London Booster
В 2008 году в интервью Черны признался о том, что хотел бы на полгода отвлечься от искусства и поработать летчиком скорой помощи в Африке.
Кое-что отсюда.
Официальное фото автора 2007 года
Закончить пост хочется чем-то подобным:
Journal information