ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Categories:

Этнические мотивы в керамике питерской мастерицы

Сегодня мы решили рассказать о новом мастере, основной техникой для которого стала лепка из глины.

Алекстандра sdelanorukami оказалась общительной и согласилась ответить на несколько вопросов:



- Как давно вы занимаетесь керамикой?

- Керамикой я занимаюсь чуть меньше года – в начале ноября прошлого года я
поехала учиться, а в начале декабря у меня уже была своя печь – с того
момента и веду отсчет. То есть я совсем еще молодой, «зеленый» керамист.






- С чего все началось?

- Конкретно история с керамикой началась с того, что несколько лет назад я
нашла ЖЖ мастера Марино Миронова (manoletto) и стала его читать. Даже купила у него
подвеску в виде утки. Позже, прочитав, что он проводит обучение,
захотела попробовать поработать с глиной. На самом деле я как любой
человек, увлекающийся ручной работой, постоянно хочу попробовать что-то
новое, и этих «хочу» - очень много. Поэтому выбор глины на тот момент не
был каким-то целенаправленным для меня, мне просто захотелось
поработать с ней, как еще с десятком материалов. Спустя год или два я
таки поехала на обучение к Марино, но опять же  - просто из любопытства и
желания попробовать что-то новое. Но вот когда обучение я закончила,
когда подержала в руках первые кулоны, которые были «от и до» сделаны
мной, я поняла, что мне придется как-то устроить свою жизнь так, чтоб у
меня была возможность заниматься этим серьезно.





                                       

- Это для вас хобби или возможность зарабатывать деньги?


- С начала лета этого года – я фрилансер и это мой основной источник
дохода. Срок еще небольшой и не показательный. Смогу ли я на самом деле
полностью существовать на доходы с этого дела – покажет время. Очень
хочется надеяться, что будет так. В разряд хобби теперь перешли все
прочие виды рукоделия, такие как вязание, оригами и та же полимерная
глина.





- На вашем сайте есть изделия из полимерной глины, какой еще материал вы пробовали использовать?


- Да, с полимерной глины я начинала и занималась я ей 4 года. Пробовала
работать с войлоком – но не срослось. В сборке украшений использую
бисер, камни, стеклянные бусины (иногда работаю только с бисером – люблю
плести объемные элементы). Пока что, наверное,  - это все. Очень многие
материалы хотелось бы попробовать, но это все планы на будущее – на
данный момент максимум внимания приходится уделять глине, т.к. я еще в
самом начале пути.

                         
- Востребованы ли ваши изделия?


- Да. Большое счастье, удача – они востребованы. Даже не могу сказать,
что больше – посуда или всякие штуки для создания украшений (подвески,
бусины). На самом деле мне просто очень повезло интуитивно выбрать
материал, который сейчас, во-первых, не так уж и распространен по
сравнению с той же полимерной глиной, во-вторых, удовлетворяет желания
уже довольно большого количества людей пользоваться экологичными и
природными материалами, в-третьих, очень многим нравятся этнические
орнаменты и брутальные, самобытные формы и фактуры.




- Что больше помогает продвигать их (участие в выставках, продвижение сайта, сарафанное радио)?


- В первую очередь интернет, конечно. Страница в контакте, живой журнал и
аккаунт на замечательном сайте Ярмарка Мастеров. Сарафанное радио пока
эффекта, как мне кажется, не дает, но зато довольно часто случается, что
заказывают что-то знакомые и друзья в подарок своим друзьям; так же
разнообразные творческие встречи частного формата дают хороший эффект. В
выставках, к сожалению, у меня пока участвовать не получалось, т.к. в
нашем городе их не так-то много проводят, к тому же аренда места как
правило довольно дорогая. Чтобы грамотно отбить такую аренду, нужно
иметь немалый опыт и хорошо рассчитать ассортимент и интервал цен. У
меня пока что такого опыта и знаний  нет, поэтому пока не рискую.

                                             


- Откуда вы черпаете вдохновение для своих работ?


- Из фразы «а что, если». Что, если взять резцы для дерева? А что, если
взять ангоб (глина, разведенная до жидкого состояния) и потыкать вот тут
и вот тут? А если взять не один резец, а сразу оба? Но это все касается
скорее технической стороны. И это скорее не вдохновение, а
изобретательность, что ли? И скорее всего я изобретаю велосипед) Это
можно назват - необходимый минимум смелости). На данный момент я ощущаю
себя ремесленником, не художником. Мне не приходят в голову образы, я не
рисую эскизов (опять же, если только по технической части). Все узоры и
рисунки я с благодарностью заимствую у разных этносов; техники, способы
декора либо приходят в голову сами, либо берутся из соответствующей
литературы.


- Продавали ли вы свои изделия за границу?


- Я довольно часто отправляю свои работы в Беларусь, в Украину, в
Прибалтику. Дальше пока не было) Есть большое желание выйти на
международный рынок с помощью ресурса etsy.com, но этому пока мешают
проблемы с односторонней работой PayPal в случае с Россией.





- На вашей страничке вконтакте написано, что вы работаете в центре
Аштанга-йога. Помогают ли занятия йогой развить творческое видение?


- Работала. С Аштанга Йога Центром мне как раз пришлось расстаться, чтобы
посвятить все свое время работе с глиной. Но йогой я продолжаю
заниматься. Я очень рада, что все в жизни повернулось так, что я
познакомилась с йогой, но пока стаж моей практики слишком мал, чтоб
делать какие-то выводы. Тем более в моем случае можно говорить лишь о
практике асан, тогда как понятие йоги включает далеко не только асаны.
Вообще я опасаюсь рассуждать на эту тему – я в этой области полнейший
дилетант. Могу сказать только, что та практика, которую я получаю в
йога-центре здорово помогает приводить в порядок беспокойную голову,
чувствовать свое тело, пытаться привести его в равновесие с умом, ну и
нельзя забывать о чисто физической стороне – ручная работа подразумевает
длительное сидение в одном положение, чаще всего не в самой удобной
позе, так что физическая практика просто необходима, чтобы на пятом часу
работы не свалиться на пол в форме окоченевшей мантры ОМ и не напугать
коллегу по мастерской хрустом костей.



- Перед работой с глиной настраиваете ли вы себя каким-то образом?


- Нет, я просто сажусь и работаю. Раньше, когда я работала дома, я
пробовала создать какую-то особую атмосферу, включить мантры или
эмбиент, зажечь ароматические палочки, а потом поняла, что мне это не
надо. Конечно, был бы такой очень таинственный образ, но все довольно
прозаично. Во всяком случае все, что мне необходимо для работы – есть
внутри, и главное – это сесть и начать. Когда начинаешь – как правило,
сразу приходит нужное состояние, надо только стараться поддерживать
организм в адекватной форме. Недосыпы, плохое настроение, упадок сил –
вот это все не способствует его приходу.


- Где вы покупаете глину?

- Пока что я беру глину в питерском магазине для керамистов.


- Есть какие-то нюансы при выборе материала?

- Нюансы есть, когда материал добываешь сам, а в моем случае я просто
покупаю уже подготовленную чистую мягкую глину, которая по температуре
подходит для моей печки. Обычная красная глина – люблю красную, к
голубой почему-то меньше трепета.



- Расскажите немного о самом процессе. Приготовление глины, инструменты, резцы, обжиг.

- Глина продается уже совершенно готовая для работы, иногда может
потребоваться хорошенько размять ее влажными руками, если долго лежит и
подсохла. И наоборот, для каких-то вещей, где мне нужен естественный
кракелюр (трещины), я ее оставляю полежать на открытом воздухе – чтобы
подсушить.  Инструменты я использую самые разнообразные, но по сути –
никаких специальных. Макетные ножи, штихели (резцы по дереву), чеканы
(для чеканки по металлу), формочки для печенья, пуговки, штампы, спицы,
кисти; в качестве основ для мисок и чашек – разная пластиковая посуда,
редко стеклянная. Условный алгоритм следующий: лепка, сушка, обжиг,
декоративный обжиг. Фактуры я вырезаю после недолгой подсушки – когда
глина высыхает настолько, что ее уже нельзя (сложно во всяком случае)
деформировать, но еще легко резать. Дальше – сушка, и уже сухое изделие
обжигается в печи в течение нескольких часов, до максимума – в 990
градусов. Почти все изделия я декорирую способом молочного обжига  - это
древний способ сделать изделия водонепроницаемыми и придать им красивый
цвет. Для этого обожженные изделия вымачиваются в течение определенного
времени в молоке, а затем (после высыхания) обжигаются в печке при
температуре около 350 градусов. Это довольно приблизительная схема
работы, конечно, в ней много нюансов, но в общем и целом все выглядит
так.




- Что потребуется человеку, если он решил попробовать делать похожие вещи?


- В первую очередь ему нужно найти место, где он сможет обжечь изделия.
Это можно сделать в студиях, где учат гончарному мастерству или у
кого-нибудь в мастерской. Ну и конечно, ему потребуется глина. Если речь
идет именно о том, что делаю я – то понадобятся  пластиковые шаблоны
для посуды, хотя бы один острый нож и какие-то инструменты для
фактурирования поверхности (я использую штихели). Еще не помешает губка
для выглаживания высохшего изделия. Для изготовления бусин нужна только
глина, спица или зубочистка и опять же – что-то для придания фактуры,
рисования узоров. Если речь идет о штампованных изделиях (африканские
маски, кулоны с Омом я делаю именно с помощью вручную изготовленного
штампа из гипса), то тут уже нужны навыки изготовления гипсовой формы и
опять же – глина, макетный нож, зубочистка, стекло и вазелин.




- Сколько уходит времени на изделия?


- На такой вопрос совершенно невозможно ответить точно. Я никогда не
делаю только одно изделие – сажусь и делаю разом заготовки для 15,
например, мисок. Или для 50 бусин. Удобнее всего, конечно, делать
какую-то одну операцию с большим количеством заготовок – садиться
вырезать фактуру не на одной миске, а на десяти. Могу сказать только,
что на изготовление какого-то изделия я закладываю от недели до трех.
День идет на изготовление основы, потом подсушка (а если это кружка то
еще надо приделать ручку), еще день на декор, потом изделие должно
хорошо высохнуть – это до нескольких дней, в зависимости от размера,
потом доводка с помощью влажной губки, какая-то корректировка  и опять
досушка, потом утильный обжиг –это еще день, и еще день на молочный
обжиг. Плюс всяческие форс-мажоры и прочие отклонения от графика.
Конечно, почти все эти процессы не занимают собой целый день, но при
изготовлении большого количества изделий разом времени уходит иногда
очень прилично.



- А какое ваше самое любимое изделие?

- Наверное, самое значимое – это самый первый кулон с мантрой ОМ, который
я сделала еще на обучении. Когда я поняла, что я сделала это сама, и
что я МОГУ – это были невероятные ощущения. Но в общем-то та же история
происходит каждый раз, когда я делаю что-то новое. Поэтому любимых –
очень много. Но может быть все же самое-самое для меня – первая
удавшаяся кружка с орнаментами индейцев мезоамерики, она какая-то очень
самостоятельная вышла – как будто не я ее делала, а она мной
руководила.


             
             


- Интересные орнаменты используются вами в работе. Каких народов. Откуда вы берете о них информацию?

- Сейчас меня целиком и полностью захватили орнаменты индейцев
мезоамерики. Меня всегда зачаровывали одни только названия народов майя и
ацтеков, но долгое время я кроме названий о них ничего не знала. Потом
стала разбираться и влюбилась в эти орнаменты и узоры, заодно стала
потихоньку расширять «географию». Пока решила остановиться на индейцах,
чтобы не разбрасываться, но индейцы мезоамерики все же лидируют –
орнаменты равнинных индейцев и северных меня не так цепляют. Иногда
обращаюсь к орнаментам народов африки, славянским орнаментам,  но очень
редко пока что. Хочется подходить к таким вопросам серьезно, а не
поверхностно – но все сразу, разумеется, не охватить.




- Много ли бываете в музеях?

- Очень редко, это ужасно – но очень редко. Я, конечно, планировалав
связи с интересом к этнике, не вылезать из музеев Этнографии народов
мира и Этнографии народов России, но на деле была там по одному разу.
Надеюсь, со временем мне удастся себя как-то дисциплинировать.




- Любимый автор в этой технике.

- Я почти ни к какой керамике не остаюсь равнодушной, особенно если речь
идет о посуде или украшениях. Очень люблю работы Марино Миронова, у
которого училась, а недавно нашла страничку мастеров, работающих под
ником SowlBerkano, и совершенно влюбилась в их работы, тем более, что они используют любимый мной
молочный обжиг и обращаются к мотивам индейцев мезоамерики.


- Любимая книга если есть?

По керамике? К стыду своему, пока ни одной до конца не прочитала, так что
настольной так и не появилось. Потихоньку исправляю это)





- Интересно было увидеть фотосессию, где ваши изделия использованы для создания полноценного образа. Расскажите немного про ту съемку?

- Я к фотосессии почти не причастна. Девушка на фото – сестра моей
хорошей знакомой
по творческому цеху Юлии Захаровой, она придумывает и
шьет потрясающие вещи и еще фотографирует. Образ для этой фотосессии и
создан ей, включая макияж. Когда-то к ней попали мои маски, а от нее – к
модели, так они и вписались в этот образ, очень гармонично, как мне
кажется.






- Бывают ли работы - полные копии каких то старинных изделий.

- Нет, я вообще пока не делала каких-то аутентичных штук, все просто по мотивам, с использованием орнаментов, но не более.



- Каких вы придерживаетесь религиозных взглядов? Ведь подобные изделия носили когда-то религиозный, мистический смысл?


- Мистическое значение разве что у африканских масок были, но я не
являюсь ни знатоком культуры народов Африки, ни носителем каких бы то ни
было мистических знаний, поэтому маски для меня были только интересным
культурным этническим образом для воплощения в глине.  Конечно, изделиям
с использованием этих масок я придаю своеобразное мистическое значение,
но это не имеет отношения ни к какой религии и ни к какому учению, а
исключительно к моему собственному восприятию материала, образов и
вложенной энергии. Ну и еще очень зависит, конечно, от человека, который
их носит – во что он сам верит. Кто-то боится покупать и носить маски
на себе, кто-то (в том числе я) наделят их защитными свойствами – но это
личные проекции людей.
Я вообще не придерживаюсь никаких религиозных
течений по некоторым причинам, но безусловно верю в бога, во вселенную,
мироздание – как это ни назови.




- Место куда бы вы готовы были отправиться в путешествие прямо сейчас.

- Куда угодно, где тепло и море,  в Питере же осень наступила=) А вообще
мест, куда бы я не готова была поехать, неважно, сейчас или потом, почти
нет.



 
Портрет Александры сделан фотографом delnara



                 
Tags: ЖЖ-мастера, Керамика, Посуда, Россия, Этника
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 94
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →