Фотографы этого, почти забытого сегодня жанра, подвергались яростным нападкам со стороны советских критиков. А уже в 1935 году некоторые из них подверглись физическим репрессиям, вплоть до сталинских лагерей. Давайте вспомним...
Пикториализм - представлял собой эстетическое течение, приверженцы которого стремились к пикториальному (картинному, подражающему живописи) фотографическому изображению, используя в основном мягкорисующие объективы и специальную, зачастую очень сложную, технику печати. В работах фотографов-пикториалистов заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и особенно импрессионизма, поэтому пикториализм еще иногда называют фотоимпрессионизмом.
Пикторальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке, стремясь, как и живопись, прежде всего к эмоциональной окраске произведения, выражению индивидуальных смысловых значений, привносимых в него автором.
Бромомасляный процесс (Bromoil) заключался в дополнительной обработке позитива, отпечатанного на бромосеребряной фотобумаге. Суть процесса состояла в отбеливании изображения и одновременном дублении фотоматериала биохроматами с последующим нанесением на задубленные участки масляной краски желаемого цвета.
С появлением нового метода фотографы смогли кисточкой накладывать светочувствительные соли серебра. Фотографии после такой обработки напоминали рисунки, сделанные углем или акварелью. Пигментная печать (chromogenic print) приближала фотоснимок к гравюре. Для получения цветных (пигментных) изображений применялась специальная пигментная бумага, политая желатиновым слоем, содержащим мелко растертый нерастворимый в воде краситель.
Надо сказать, что в конце XIX столетия развитие фотографии пошло по двум направлениям. Это простая бытовая и любительская фотография, преимущественно, со съемкой семейных портретов и пейзажей. Такая работа казалась излишне скучной и неинтересной целому ряду фотографов, поэтому образовалось другое направление фотографии, основанное на творческих экспериментах.
Так и появилась на свет пикториальная фотография, сущность которой заключается в заимствовании живописных традиций и изощренных приемов для построения художественной формы фотоизображения.
В российской пикториальной фотографии, в отличие от западной, активизирован сюжет, что обусловлено традициями русской школы живописи, в частности передвижничества.
С 1920-х годов русские фотографы-пикториалисты активно участвуют в международных фотографических салонах. Именно они до 1930 года определяют лицо молодой советской фотографии за границей. Их успех за границей был огромен. Газеты ведущих стран мира посвящают заметки творчеству наших мастеров, высоко оценивая их работы. Наибольшим вниманием пользуются работы Н.Андреева, Ю.Еремина, А.Гринберга.
В работах Ю.Еремина отражаются идеи пикториализма, который фокусируется на абстракции и эмоциях. Так же в коллекции художника есть ряд очень нежных НЮ.
Фотография Юрия Еремина 1926 года, "Лето".
В них нет четких очертаний, кажется, что фотографии не хватает фокуса.
Неисчерпаемый запас вкуса, любовь к природе, громадная работоспособность, умение выбирать сюжеты и великолепное исполнение - всё это отличает работы Николая Андреева. Самые известные произведения Николая Андреева – пейзажи и жанровые композиции. «Это не просто фотографии, а художественные произведения», - характеризовал снимки знаменитого фотографа журнал «Camera» (Швейцария) в 1929 году.
Фотографы-пикторалисты подвергались яростным нападкам со стороны советских критиков. А уже в 1935 году некоторые из них подверглись физическим репрессиям.
Так , под абсурдным предлогом "распространения порнографии" Александр Гринберг направляется в сталинские лагеря. Обвинение последовало после выставки "Мастера советской фотографии" 1935 года, на которую мэтр российской и мировой фотографии представил этюды обнаженной натуры.
Одновременно в советской фотографии расправились с темой ню. Практически все фотографы-пикторалисты лишились права заниматься профессиональной деятельностью. С конца 30-х годов для них закрылась возможность высталять свои работы за рубежом.
Фотография Александра Гринберга 1930-х годов "Ню. Темная реальность".
Следующая фотография Александра Гринберга называется "Галантерея забавных снов"
А это фото 1924 года "Купальщица"
Конечно, можно спорить об эстетической и моральной стороне этих фотографий, но этот жанр уже стал историей.
С середины 80-х годов ХХ века русский модернизм оказался востребован за рубежом. Повторное открытие русских фотографов-пикторалистов в России происходит лишь в середине 1990-х годов.
Journal information