ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Как принять собственное несовершенство?



Отличный и актуальный мастер-класс от японцев. Специально для тех, кто способен не воспринимать вещи буквально...


В наши дни вещи, которые разбиты или повреждены попросту выбрасывают, ибо современная культура потребления подарила нам возможность легко и просто приобретать больше за меньшую цену. Но парадокс заключается в том, что таким образом у нас становится все меньше действительно ценных вещей, которые имеют свою историю, свои воспоминания, свою философию.

Наш мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. В погоне за мечтой мы, порой, стараемся скрыть собственные ошибки, неудачи, падения и несовершенство. А искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.


Для многих кинцуги — это больше, чем просто починка посуды, это прекрасный способ научиться жить и переживать повседневные неприятности. Будь то изъян нашей чашки или изъян в нас самих, надо принять это несовершенство, постараться обратить его к лучшему, но ни в коем случае не прятать его, не пытаться замаскировать. Так что же это за искусство такое?












Кинцуги, или кинцукурой — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Разбитую посуду склеивают, но трещины не маскируют, а наоборот, каждую из них подчёркивают. Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века в период правления сёгуна Асикага Ёсимасы.




Его правление ознаменовалось сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота), да и всей японской культуры  в целом. Собравший при своем дворе целый штат художников, поэтов и ремесленников, сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию чадо, искусство аранжировки цветов икебана, тушевую живопись суми-э и драматургию. Чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.








Так вот, по одной из версий, Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай. Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид. Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.



Так родилось не только новое искусство, но и новая философия.



О ценности неудач и провалов мы говорим часто. Но при этом, даже если очередной провал мы смогли превратить в успех, всё равно стараемся забыть о своих недостатках поскорее. Но, между тем, многие успешные люди признавались, что они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.


«Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.»
Трумен Капоте, американский писатель


«Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения».
Коко Шанель, французский модельер




Так и кинцуги, вместо того, чтобы маскировать поломку и стремиться к недостижимому идеалу, восстанавливает сломанный объект, эстетически заполняя повреждение специальным швом и сохраняя при этом собственную историю объекта, историю неудач и провалов, падений и жизненной стойкости. И в результате получается создание нечто более красивое, чем оригинал.

Современная японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета, в ней поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки. С такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания её жизни.




Оригинальный процесс подразумевал использование специального лака. Разбитые части склеивались, используя лак уруши, полученный из сока китайского лакового дерева. Заключительный слой уруши покрывался золотым порошком и затем полировался. Надо сказать, что сбор сока и обработка изделия довольно опасны из-за своей токсичности. К счастью, как только раствор сохнет и укрепляется, токсичные эффекты аннулируются, делая изделие абсолютно безопасным. Мастера кинцуги используют и другой метод соединения черепков, просверливая в них крошечные отверстия и вставляя туда золотые скобы, скрепляющие их воедино. Такой способ позволяет сделать швы более заметными, как вы можете заметить на картинке внизу.




Различают три основных разновидности кинцуги:

- трещина — использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;










- мозаика — дословно «заполнение отсутствующих фрагментов — выполняется золотом или золотой эмалью;











- стыковка — замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.








Небольшой мастер-класс по работе с эпоксидкой, чем-то напоминающей древнюю технику.

Этап 1: Посудина моется, кусочки собираются вместе при помощи скотча, изоленты, пластилина и т.п. Для того чтобы понять, как выглядела посудина, учесть возможные остаточные деформации.




Этап 2: Делается «база». Она состоит из муки, воды и лака уруси. Это такой своеобразный клей. Этот состав наносится на склеиваемые поверхности, они совмещаются, фиксируются. Этим же составом заполняются глубокие трещины, недостающие части. Сушка до месяца.




Этап 3: Первичная чистка. Лишняя «база» удаляется, швы очищаются, проверяется наличие дырок, пропусков. Если такие находятся, то начинается все с пункта №2. Если все здорово, то все зачищается наждачной бумагой от крупной до мелкой.

Этап 4: Все швы проходятся тонким слоем лака, так как база имеет пористую текстуру. Изделие ставится в ящик для сушки. Сушка до недели.

Этап 5: Снова чистка. Наждачка от крупной к мелкой.

Этап 6: Ещё один слой лака по швам. Снова сушка (слои лака могут накладываться бесконечно, пока меня не удовлетворит результат).

Этап 7: И опять чистка. На этот раз финальная.




Этап 8: Наносится тонкий слой лака по швам и сверху засыпается металлической пудрой. Посудина уходит на финальную сушку.

Этап 9: Посуда тщательно отмывается от остатков пудры.



Тем, кому покажется, что подобный взгляд на вещи не применим в условиях нашей ментальности, хочется напомнить, в наших музеях этнографии можно встретить и большие глиняные сосуды, оплетеные берестой или корнями. Это были побитые сосуды - их не выбрасывали, а аккуратно оплетали и использовали потом уже не для хранения жидкостей, а для сыпучих продуктов. У хорошего хозяина ни один черепок не валялся без дела





Tags: Керамика, Мусор, Япония
Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 91
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments