ochendaje (ochendaje) wrote,
ochendaje
ochendaje

Categories:

В чем мы действительно лучшие?



Когда, около года назад, гости из России показали в Германии, что революция началась именно у нас, представители европейского сообщества, немцы просто не поверили своим глазам. Пропаганда говорит о русских что угодно, но точно забывает, что мы способны на такое.

...........................................................................................................



Будущее наступает в Силиконовой долине, иногда в Японии, но когда легкой поступью она приходит из Петербурга, в это действительно сложно поверить. Город, в котором время традиционно застыло, вполне способен и готов сломать стереотипы.

Проект "Кортеж" уходит корнями в 2012 год, именно тогда было принято решение профинансировать  создание российского автомобиля, лимузина для первых лиц государства. Бюджет всего проекта неприятно поражал обывателя: 12 миллирдов рублей, из которых 3,7 должны были выделить из гос.бюджета. На долю проекта выпало немало приключений, была и идея возродить ЗИЛ, и привлечь почившую Marussia к производсту, но по итогам разработка попала в руки сотрудникам Политеха. Да, того самого Ленинградского вуза, в котором пятнадцать лет назад можно было курить с преподавателями на лестнице, а самыми востребованными кафедрами оказались юридическая и экономическая.

Но время идет, сегодня тут правят бал инженеры и, именно благодаря таким переменам, в ходе разработки правительственного лимузина удалось опробовать прямо в России полный цикл создания и производства автомобиля в формате "Индустрия 4.0".

Не только Германия, но и многие другие страны идут по пути «Индустрии 4.0». Не хочется грузить вас технической информацией, но отворачиваясь от трендов мирового развития, мы окончательно упускаем шанс догнать весь остальной мир. Так в чем же особенность новейшего подхода?

Автомобиль Tesla умнеет, в процессе использования, получая обновления через интернет и обмениваясь информацией со смартфоном пользователя, изучая его привычки, адаптируется к маршрутам, рассчитывает время выезда в зависимости от планов в календаре и места следующей встречи, прогревает салон перед расчетным временем выхода из дома. Скоро многие окружающие нас предметы научатся взаимодействовать друг с другом, и кофемашина сама будет варить кофе после звонка будильника, в печке будет готовиться завтрак, а автомобиль сам подъедет от парковки к вашим дверям.

В «Индустрии 4.0» в одну сеть объединяются не только предметы, но и станки, сборочные линии и целые заводы. Уже сейчас на некоторых предприятиях на заготовках установлены RFID-метки, которые передают необходимую информацию сборочному роботу. Отслеживаются запасы сырья, и если раньше в бизнес-школах преподавали промышленную технологию Just-in-Time как самую передовую, то в скором будущем потребность в этом подходе и соответствующих специалистах просто исчезнет. При этом все более привычной становится кастомизация, каждое изделие может быть сделано на крупной фабрике под индивидуального заказчика.

Возвращаясь, к проекту "Кортеж", тут стоит обратить на две ключевые особенности разработки:

1. Во-первых, на базе лимузина планируются к выпуску другие, гораздо более широко востребованные модели: седан, микроавтобус и внедорожник. Уже вскоре, после окончательной презентации проекта они поступят в продажу. Не нужно объяснять, что сколько бы ты ни обрабатывал кузов Жигулей, если принципиальных изменений в базе не произошло, то Жигулями они и останутся.

2. А во-вторых, это первый случай, когда вся разработка, от первых чертежей до последнего шага велась в режиме электронной симуляции. То есть не было никакой бумажной работы, никаких опытных образцов, никаких производственных экспериментов, все это просчитывалось в Инжиниринговом центре СПбГПУ на основе разработанных инженерами-политехниками полномасштабных математических моделей и компьютерных технологий мирового уровня

Насколько я знаю, о том, что опытный образец первого автомобиля, выполненного в виртуальном режиме отправлен на тест в Берлин нам даже особо не рассказывали. До последнего было непонятно, в компьютере то краш-тест проходится без проблем, но насколько велика погрешность?



И "Кортеж" получил высший балл на фронтальном краш-тесте, который прошел в Берлине в начале лета этого года! Просто попробуйте представить, какое количество денег, времени, человеческих усилий можно сэкономоить, при переводе разработки такого уровня в виртуальную плоскость.

После столь победного результата, был безоговорочно одобрен проект политеховцев "Фабрика будущего", направленный на создание площадок цифрового проектирования и моделирования продукции нового поколения в автомобилестроении, судостроении, вертолетостроении, ракетостроении и других областях.

Не всем понятна деятельность научных сотрудников, но когда видишь цифры и конкретные результаты проекта, становится очевидно, что направление правильное. Один скрупулезно реализованный проект открывает новые горизонты в производственных и научных экспериментах.

Вот сейчас, у тех, кто не слишком внимательно следил за новостями из научного и студенческого мира должен был возникнуть вопрос, а во что же превратился старый, добрый Политех, если там стало возможно такое? Где эти морально устаревшие лаборатории, где методички, которые необходимо вернуть, где студенты, занимающиеся наукой с целью, которая даже им сами недоступна? Давайте разбираться.




Ректор Политеха А.И. Рудской показывает министру промышленности и торговли Д.В. Мантурову последние разработки студентов.


Дело в том, что изменилось вообще все. Никогда, на памяти нынешних сотрудников и студентов института, Политех, созданный по образцу и подобию Кембриджа и Оксфорда, не напоминал до такой степени свои прототипы. И тут не только, и не столько о новом кафеле или сантехнике, речь о людях с огоньком в глазах, которые знают, зачем работают, почему учатся и к чему стремятся.





Макет "Политех будущего". Каждый гость нового корпуса может сам разобраться, что уже создано, а что - часть грандиозного плана по развитию
Гидробашня в институтском парке - один из символов Политеха, сегодня там разместился русский FabLab


Так, как же подобные перемены стали возможны? Несколько лет назад, руководство института решило разделить и рассматривать как два самостоятельных направления деятельности учебную работу и научную. Так появилась возможность, сосредоточив в одном месте идеи и техническую базу, развиваться сразу в двух направлениях.




На переднем плане - электрокар, самостоятельно спроектированный и собранный студентами. На заднем - картины и графические работы студентов.


Если говорить об учебной составляющей сегодняшнего института, СПбГПУ- ведущий вуз, в котором готовят не просто узких специалистов, а, по словам проректора Д.И. Кузнецова, инженеров-интеллигентов. Вопреки западной системе ценностей, у нас не принято считать, что специалист должен глубоко разбираться исключительно в тонкостях своей специализации.




Лекция министра промышленности Д.В. Мантурова об этах развития инженерного дела в России

Как когда-то, студенты инженерного дела должны были быть личностями всесторонне развитыми, не чуждыми мыслям об искусстве, способными поддержать любой светский разговор, так и сегодня главная цель преподавателей университета - выпустить высококвалифицированного специалиста с широким масштабом личности.





Конференц-зал нового корпуса

И такие специалисты выходят из Политеха. И зачастую возвращаются, потому что именно здесь для комфортной научной работы есть не только научная и техническая база, но и спрос на разработки в реальном производстве, промышленности.

Одно из новейших достижений Политеха - свой собственный суперкомрьютер. Создание гибридного суперкомпьютера стартовало в 2014 году, а ввод в эксплуатацию состоялся в конце 2015 года. Суммарная пиковая производительность более 1,1 Петафлопс (квадриллион операций с плавающей точкой в секунду).




Внешний вид суперкомпьютера
Суперкомпьютер занимает третье место в Топ-50 самых мощных российских суперкомпьютеров. Также за ним второе место среди отечественных систем в мировом рейтинге HPCG, 132-е место в списке самых мощных вычислительных систем мира Топ-500. Кроме того, он входит в мировой рейтинг самых энергоэффективных суперкомпьютеров Green 500 с лучшим в этом списке показателем среди всех российских систем.




Одна из секций крупным планом
Перечислять технические бренды, с которыми сотрудничает Политех можно долго, просто потому что этих компаний сотни. Из тех, с кем мы сталкиваемся ежедневно, можно упомянуть Газпром, Bosch, Boeing.

По словам ректора Политеха, А.И. Рудского, на сегодняшний день бюджет института формируется практически поровну: из грантов Минобрнауки России и привлеченных средств из промышленности. То есть на 50% громада одного из лучших ВУЗов России обеспечивает себя своими же разработками.





Важно понимать, что научная работа идет параллельно учебной. Нет такого, что студенты проектируют детали самолетов в свободное время. Есть возможность придумать, разработать и реализовать на учебных мощностях проект, который заметят и пустят во взрослую жизнь. Есть доступ студентов к многим технологиям и устройствам, окупившимся за счет решения реальных задач научными сотрудниками. Наконец, есть пример перед глазами, когда то, чему ты тяжело, сложно учишься сегодня, обеспечивает интересной и хорошо оплачиваемой работой выпускников.




Одна из разработок студентов - вспененный аллюминий между двух пластин стали. Сверхпрочный лист, способный плавать в воде.

Впрочем, в жизни студентов есть не только учеба. Творческое начало молодежи также не остается без внимания. Сегодня в Политехе активно поощряется научно-техническое творчество молодёжи, важным элементом которого является ФабЛаб.



В ФабЛабе среди станков и установок царит творческая атмосфера


Фаблаб Политех — это открытая высокотехнологичная мастерская для молодежи, участник мировой сети Fab Lab. Главной целью его создания является предоставление студентам и школьникам возможности реализовывать свои технические идеи в стенах СПбГПУ. Фаблаб Политех является частью Центра технического творчества молодежи СПбПУ, создан при содействии компании "Фотомеханика", официально открыт 21 мая 2013 г.




"Звездные врата" - воссозданный в ФабЛабе артефакт из одноименного сериала.

В ФабЛабе, впрочем проводят время не только творческие студенты, маленьким магнитом он тянет в старинную гидронапорную башню школьников. Для них здесь проводятся регулярные занятия, шаг за шагом до детей доносят одну из важнейших мыслей настоящего инженера, наука - это, прежде всего, интересно. Безусловно, если бы у госпожи Роуллинг было бы инженерное образование, Хогвартс был бы на несколько кинетических установок и парочку 3D-принтеров ближе к сегодняшнему СПбГПУ.






Библиотека главного здания Политеха.





И это одна из самых замечательных фишек Политеха, инновационные разработки соседствуют здесь с классической библиотекой, полной мебели девятнадцатого века, революционные решения виртуальной реальности можно обсудить на знаменитой кованной лестнице, в стиле модерн, а выключив суперкомпьютер, утомленный научный сотрудник может переодеться в строгий костюм и отправиться послушать классическую музыку в великолепном обществе в изящный органный зал.




Парадная лестница Главного здания СПбПУ


Наверное, именно в таких условиях и должна рождаться наука. Среди новейших технологических разработок, но с четким пониманием того, что ничего более величественного, чем классическая музыка не создаст ни один ученный.


Subscribe
promo ochendaje september 8, 2015 08:00 93
Buy for 100 tokens
Находится уж точно не в Москве и не в Питере. Тем более, не в Сочи, несмотря на все последние переделки. И даже в свежеобретенном Крыму его нет. В общем, скорее всего, вы не догадаетесь.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →